Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

«Единородный Сын»

«Единородный Сын»Икону этого именования принято называть дидактической поэмой и богословским трактатом; есть и такая оценка ее, как «мудрование убогого греческого толка». В действительности сюжет заключает в себе серьезное и глубокое содержание. Иконография иконы обычно не связывается ни с новгородским, ни с софийским кругом икон, тогда как она теснейшим образом с ними связана и этим объяснима.

На примере новгородской иконы Покров можно убедиться в том, что та или иная идея богословско-философского или церковно-исторического содержания для своего художественного воплощения использует определенные, сложившиеся изобразительные средства, которые в значительной степени связаны с архитектоникой и символикой интерьера храма и храмовой росписи. Это способствует ясному решению композиции и организует внимание, позволяя через внешнюю структуру зрительно улавливать глубинное содержание образа. Наблюдение это полностью сохраняет свою силу и но отношению к другим сюжетам, прежде всего — связанным с крутом софийной и соборной тематики, способствуя их «прочтению» и верному пониманию.

В осмыслении сюжета следует руководствоваться: 1) смыслом, семантикой, заключенным в литературном произведении (толковании, слове, песнопении); 2) соотношением с храмовой символикой; и 3) раскрытием художественного образа, синтезирующим в себе все элементы и средства художественной выразительности. Реконструкция первоначальной системы росписи алтаря Софийского собора Новгорода, но данным письменных источников, в основных элементах совпадает с иконографией иконы Единородный Сын, сохранившейся в списках XVI-XVII веков. В иконе Единородный Сын Еммануил «в силах» и есть ипостась второго лица Троицы, Премудрости, — образ можно считать центром всей композиции.

Верхнюю часть иконы, над Еммануилом, занимает изображение полуфигуры Саваофа, между ними — Святой Дух в виде голубя, образуя как бы особый вид Троицы, согласно тексту Юстинианового стиха (Единородный Сын — «единый святыя Троицы»). По сторонам расположены два ангела, поддерживающие лики, олицетворяющие солнце и луну. Группа фланкируется ангелами: слева в дьяконском облачении на фоне купольного храма, как символ Христовой Церкви; справа — перед зданием античного вида, синагогой — ангел, олицетворяющий Ветхий закон.

Именно эти олицетворения Ветхого и Нового Завета мы встречаем в росписи алтарных столпов Софийского собора Новгорода, как и в ряде других храмов, сохраняющих в программе древние традиции (например: в стенописи Успенского собора Киево-Печерской лавры, Ростовского Успенского собора, Архангельского собора Московского Кремля, Троицкого собора Переславля-Залесского, придела Вознесения при церкви Иоанна Предтечи в Толчково Ярославля). Ангелов Ветхого и Нового Завета представляли и в иконах Распятие, как, например, в иконе Дионисия из Павло-Обнорского монастыря. Тема сопоставления Закона и Благодати имеет древние традиции.

В Иерусалиме, на горе Голгофе, на кафедре, где читают Евангелие, присутствует надпись: «От Сиона изыде Закон, и слово Господне от Иерусалима». Слова восходят к Евангелию от Иоанна: «И от полноты его все мы приняли благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Бога не видел никто никогда: Единородный сын, сущий в недре отчем, он явил». Тема Закона и Благодати легла в основу Слова митрополита Илариона, она активно развивалась в литературе, в стенописи и в иконе. Так, основные элементы композиции в иконе Единородный Сын восходят к росписи алтаря и алтарных столпов Новгородского Софийского собора: Премудрость в образе Еммануила и олицетворения Закона и Благодати.

Наряду с этим можно отметить замечательную устойчивость на протяжении столетий широкого круга вопросов, связанных с темой Премудрости, в том числе и с иконой Единородный Сын. В церкви Покрова в Кижах среди икон местного ряда находится икона Единородный Сын (конец XVII века) крупного размера. Икона заонежской школы, отпочковавшейся от писем новгородских. Иконография ее повторяет иконы XVI века новгородского круга.

Здесь по сторонам Единородного Сына представлены два ангела, символизирующие ветхозаветную и новозаветную Церковь. Справа, у ангела ветхозаветной Церкви, на штандарте написано: «чаша господня вина нерастворенна исполнена растворения». Текст толкования о чаше сохранился в кижской иконе.

Возможно, он был и в росписи алтарных столпов Софийского собора, которая была своеобразным протографом иконы Единородный Сын. Вернемся к этой иконе. Не только отмеченные детали совпадают в росписи Софии и иконе Единородный Сын. В иконе присутствуют сцены Жертвоприношение Авраама, Не рыдай Мене Мати, они также обычны в росписи алтарной части — жертвенника. Крест, на котором восседает одетый в броню Давид, отвечает тексту песнопения о распятии Христа, тогда как сцены из Апокалипсиса присутствуют в росписях дьяконника: в Софийском соборе Новгорода и в московском Архангельском соборе.

Так, в иконе Единородный Сын как бы концентрируется содержание росписи алтаря, развивая новые грани Премудрости: история Церкви в прошлом, настоящем и будущем. Следует напомнить, что ранние изображения Еммануила в византийском искусстве также присутствуют в алтаре (мозаики Софии Константинопольской, церкви Давида в Салониках, Санта Виталия в Равенне). Существует определенная закономерность в том, что именно алтарная роспись Новгородской Софии становится ядром, определяющим понимание, новгородскую трактовку Софии Премудрости Божией.

Образ Еммануила в алтарной росписи новгородской Софии — не евангельский, но библейский, но пророчеству Исайи. Какой была иконография древнейшей храмовой иконы Новгородского Софийского собора?

По утверждению протопопа Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра, новгородца по происхождению, при построении Софийского собора была написана храмовая икона Софии Премудрости Божией «свидетельствованными иконописцами царьградскими». Сведение это основано на местном, новгородском предании, и нет оснований его игнорировать.

Древняя икона не сохранилась, ее заменила впоследствии икона Софии так называемого новгородского перевода, иконография которой, как устанавливается, была создана в середине XV века.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи