Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Георгиевский собор

Георгиевский соборГеоргиевский собор утратил древнюю живопись в 1827 году, когда архимандрит Фотий на средства графини Орловой-Чесменской поручил иконописцам Сапожниковым «возобновить степное письмо». Во время подготовки к работе была тщательно обследована древняя стенопись, оказалось, что она имеет семь слоев поновлений. Было решено возобновить роспись в древней иконографии. И хотя иконописцы не выполнили условия — сделать копии-зарисовки, как это принято было в соборных храмах, но перечень сюжетов был составлен с использованием образцов сюжетов на иконах.

При этом оказалось, что часть сюжетов сохранялась от древности (например, в куполе было Вознесение, которое появляется в новгородских храмах в Спасо-Преображенском монастыре Мирожа 1156 г., в росписи Старой Ладоги — около 1180 г. и в Передние — 1199 г.), но в дальнейшем мы его не встретим. В связи с размещением композиции Вознесение в куполе изображение Христа переносится в конху алтаря. Но были поновления и позднее, после пристройки притвора в 1824 г. В 1900 году роспись была возобновлена новой, кеймовской живописью (жидким стеклом).

План росписи утверждался Археологической комиссией, которая пришла к заключению, что живопись, выполненная при Фотии, не представляет никакой историко-художественной ценности, и поручила составить план по усмотрению иконописцев. Это была серьезная ошибка, но сохранившееся описание Фотия тем самым представляет документ, заслуживающий серьезного изучения.

Приведем выдержки из описи Фотия и Сапожникова. «Опись обители Юрьева монастыря Святый олтарь внутри весь расписан также, как и вся церковь альфреско — иконным мастерством, а изображено вверху в своде: Господь Вседержитель седящий на престоле в облаках с облетающими херувимами [далее перечисляются лики святых - «к западу» и «под сводами»: пустынножителей, великомучениц и мучениц, исповедников]. В подножии Вседержителя Дух святый.

Под Святым Духом надпись полукружием: „Дух Господень, дух Премудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия и дух страха Божия»… [к югу от первого верхнего окна лики преподобномучеников, к северу - лики преподобномучеников, святителей и мучеников, великомучеников и мучеников, на северной стороне - лик пророков]. На восточной стороне св. олтаря против святаго престола изображен храм Премудрости о пяти главах, на седми столпах.

Посредине храма на первом столпе написано: Распятый Господь Иисус Христос, Св. причащение, т. е. Вселенский собор. По правую сторону Распятия того на втором столпе, на белой хартии написано золотом святое Крещение, а на голубом круге 3 Собор.

На третьем столпе на белой хартии: Покаяние, а на голубом круге 4 Собор. На четвертом столпе на белой хартии: Брак, а на голубом круге 5 Собор.

По левую сторону Распятия на пятом столпе на белой хартии: Св. Миропомазание, а на голубом круге 2 Собор. На шестом столпе на белой хартии: Священство, на голубом круге 6 Собор. На седьмом столпе на белой хартии: Елеосвящение, а на голубом круге 7 Собор.

По местам изображеннаго храма Премудрости и около Распятия Господня надпись из книги Премудрости: „Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь, закла своя жертвенная, и разтвори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу, посла своя рабы созывающи высоким проповеданием». Весь тот храм писан краскою красною, а главы, крышки, окна и внутренность храма вызолочены.

Внизу во Святом олтаре на восточной стороне два окна с железными решетками и сетками, по обе стороны сих окон на южной, северной стенах изображены предстоящие: Божия Матерь, Иоанн Предтеча и лик св. апостол… [стены позлащены]. Надписи в Святом алтаре: …

Между сими двумя окнами посредине надпись: „Олтарь есть степенное со ступенями возвышенное место и престол, на нем же Христос председит со святыми апостолы». …Святый жертвенник…во втором круглом своде в осьмиугольной звезде по золоту написан Дух святый, над ним золотыми буквами написано: „Дух Божий, дух Премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия и дух страха Божия».

…Диаконник…Пониже восточного верхняго окна в кругу изображен Господь Вседержитель, седящий на престоле, имеяй Евангелие в шуйце, на котором написано: „Яко грядет час» и прочит Господа Вседержителя к югу на стене написано: Царство Божие в огненном свете, которое состоит из четырех стен, составленных из разных каменьев… Кругом оных стен двенадцать врат, ведущих в царство Божие, а в середине изображен в малом виде великолепный сад… по стене написано: „И жизни будущаго века»…

А от сего изображения далее на запад написан Рай Божий, где изображены в прекрасном саду свв. Авраам, Исаак и Иаков; а подле их стоит разбойник с крестом, спасшийся на кресте при страдании Спасителя…». Экземпляр описи хранился также в Новгородском архиве. Документ требует специального изучения.

Из второго документа известно, что было дано задание воспроизвести древнюю роспись, для чего скопировать все композиции. Но это условие не было выполнено, ввиду чего использовались храмовые иконы Премудрость созда себе храм, Верую и Отче наш. При начале работ было установлено, что фрески сохранялись на древней штукатурке, с семью слоями живописи. В башне древние фрески сохранились до сих нор и ныне раскрыты из-под записи.

Невозможно сомневаться — если не большинство, то часть сюжетов артелью Сапожникова сохранена по настоянию архимандрита Фотия. В программе росписи уцелели от стенописи композиции купола с Вознесением, Благовещение на западных столпах, связанное с присутствием Символа веры, подобно стенописи Софийского собора 1109-1112 годов.

Как и в Софийском соборе, в жертвеннике Юрьева монастыря имеют место сцены из Апокалипсиса. Апокалиптические ангелы завершали композицию иконы Премудрость созда себе храм Кириллова монастыря.

Однако ряд композиций алтарной росписи мог появиться при одном из поновлений стенописи. Содержание темы Премудрости против иконы Кириллова монастыря было расширено, изображения ангелов церквей снабжены внятными надписями.

Об этом свидетельствует не только разительное сходство росписи с иконой Кириллова монастыря (аналогичная икона была и в Юрьевом монастыре), но и воспроизведение содержания композиций в стенописи Золотой, Царицыной и Грановитой палат в Московском Кремле, также выполненных при Макарии.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи