Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Икона «Премудрость созда себе дом» из Духовской церкви Ярославля

Икона «Премудрость созда себе дом» из Духовской церкви Ярославля«Эта икона замечательна по своей многосложности. На ней вверху представлен Господь Саваоф, сидящий на престоле и благословляющий обеими руками, по сторонам от него на облаках стоят мученики и мученицы, пустынножители и преподобные; под изображением Господа Саваофа олицетворен Дух святой в виде голубя. От Духа Святаго идут лучи с надписями: „премудрость, разум, совет, крепость, видение, благочестие, страх божий».

Под этим изображением представлена Божия Матерь, сидящая на престоле, над нею надпись: „София Премудрость Божия»; около Богоматери предстоят архангелы и ангелы, в руке каждого скипетр и держава с монограммою; по сторонам сил небесных цельными группами стоят исповедники, благочестивые цари, князи и святители. Внизу Богоматери на трехступенчатом возвышении представлен храм с 6-ю столпами, в средине которого утвержден крест распятого. На престоле, столпах и верхней части храма надписи: над потиром и дискосом – «причащение»; на столпах вверху – «крещение, миропомазание, покаяние, елеосвящение, священство, брак», а внизу – «второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой вселенские соборы».

Верх храма окаймляют слова: «Вера, Надежда, Любовь». Здесь по одну сторону стоят пророки, в числе которых Иоанн Креститель со свитком в руке.

По другую сторону стоят апостолы, в числе которых Павел одной рукой указует на веру, надежду и любовь, а другою держит хартию с таким начертанием: «Приидите, ядите хлеб и пиите вино еже черпах вам, оставите безумие и поживете, взыщите Премудрость, да живи будете и исправите в велении разуме». При подножии храма представлен Соломон с открытою книгою, в которой читаем: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь, закла своя жертвенная и черна в чаше своей вино и уготоваша свою трапезу». Но сторонам Соломона изображены группы разных народов, в различных одеждах с надписанием, а внизу множество лиц обоего пола молитвенно припадающих пред святилищем исполненных силы Божий и Премудрости.

Здесь от лица этих молящихся, из триоди постной, приведен стих. Большинство композиций в стенописи и иконах Ярославля повторяет эту иконографию с небольшими вариациями.

Ярославскую иконопись, как и письменность XVII-XVIII веков, отличает широта образованности их авторов. Собранию рукописей и икон Ярославля может позавидовать любой музей.

Известно также огромное количество фресок, даже из числа уцелевших, — каждый памятник заслуживает специального исследования и издания. В хранилищах книг уцелели такие шедевры, как Слово о полку Игореве, рукописные сборники с сочинениями балканских, афонских и польских авторов. Представляет интерес, как взялись решить тему «Премудрость созда себе храм» иконники, богословы и духовенство Ярославля, поместив композицию на ответственном месте — над входом в храм и выходом из него.

Создатели композиции проявили себя подлинными энциклопедистами, обратившись прежде всего к истокам: самой 9-й Соломоновой притче, к толкованиям на нее и созданным ранее изводам — в том числе и храмовой иконе Софийского собора Новгорода с «ликами» (рангами) святых, объединенных в группы. Предоставляя вершину пирамиды Саваофу, они следуют его особому почитанию Бога-Отца в русской церковной живописи XVI-XVIII веков, вопреки запрету Московского собора 1666 года («его же никто никогда не видел»).

Но им, несомненно, известно и упоминание троичности Божества в редакции К-1. Они, далее, обращаются к Ипполитову толкованию или отражению его в других списках толкования Софии, в которых есть упоминание о духах Исайи, но здесь не просто упоминание, но и перечисление их. В редакции К-1 седьмым духом названы соборы, здесь читается по пророку Исайе — страх Божий. Семь духов лучами спускаются от голубя к восседающей на престоле Богоматери с поднятыми в молении руками. Над нею надпись: «София Премудрость Божия».

Обычно русские редакции толкования именуют Премудростью Христа, а храм — Богородицей. Начиная с XV века алтарные росписи содержат композицию Похвала Богоматери, или О тебе радуется.

У семи архангелов, предстоящих Богородице, в руках белые кружки с надписями «МР-ФУ». Богоматерь помещают и в центре пророческого чина. Именование Богородицы «Софией» авторы читали в Службе Семена Шаховского — сочинение апробировано иерархами новгородской кафедры, списки его имеются в рукописных хранилищах Ярославля. Саваоф и Богоматерь с архангелами парят в облаках.

Под ними — семистолпный храм с распятым Христом (София Крестная новгородского перевода). Вверху храма надпись — «вера, надежда, любовь», внизу надписи о Вселенских соборах.

На каждом из столпов в виде круглых колонн с коринфскими капителями надписи с текстами таинств. У престола — царь Соломон с книгой, открытой на словах 9-й притчи. Внизу по сторонам — толпы народа в разных национальных одеждах.

Выше — пророки, апостолы с текстами притчи Соломона, святители, мученики, мученицы — все группами «ликов», в облаках. Здесь собрано все, что могло иметь отношение к Софии. Для убедительности всюду цитируется Соломонова притча, даже на свитке Предтечи.

Композицию можно назвать Собор Святой Софии, это настоящий апофеоз Русской православной церкви. Как это свойственно ярославской иконописи, композиция многолюдна, но хорошо скомпонована, легко воспринимается.

Ее иногда называют «ярославско-киевской», но это не так.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи