Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Киевский перевод

Киевский переводКиевский перевод центральное место предоставляет образу Оранты в рост, иногда — с младенцем Христом на лоне — она бывает помещена внутри семистолпного храма в виде круглой ротонды, в ней нет Распятия. Богоматери поклоняются отцы Церкви. Характерным примером иконы, получившей название киевского перевода, является образ из Музея-заповедника «Коломенское» Премудрость созда себе храм. Семь колонн поддерживают круглую сень в виде ротонды, по антаблементу золотыми буквами написано: «Премудрость созда себе храм и утверди столпов седмь.

Притча 8» (название у О. Поляковой не «храм», а «лом»). Храм утвержден на семи ступенях, на верхней площадке, на полумесяце стоит в сиянии Богоматерь Оранта, на груди у нее восседает Младенец-Христос. Вокруг нимба Богоматери 12 золотых звезд — символ двенадцати колен израилевых и двенадцати апостолов. Над сенью — Бог-Отец с треугольным нимбом, благословляет обеими руками.

Из него исходит голубь — Святой Дух, с надписью: «Азъ утврдихъ столпы ея». По сторонам Бога-Отца — семь архангелов с присущими им символическими знаками. На столпах с капителями надписи семи даров Святого Духа: «Дар Премудрости», «дар Разума», «дар Совета», «дар Крепости», «дар Видения», «дар Благочестия», «дар Страха Божия».

Семь ступеней лестницы — семь христианских добродетелей: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Чистота», «Смирение», «Благодать», «Слава». Но сторонам на ступеньках стоят пророки и праотцы.

Но в Киеве в это время была икона Софии уже совсем другой иконографии, в ней сильны униатские влияния — нашлось место и бесам. Икону описывает Павел Алеппский.

Украина в 1640-х годах еще не находилась в составе России, но известно, что киевский митрополит Петр Могила посылал в дар Алексею Михайловичу икону Софии более древнего извода, приглашал из Москвы златописцев. Ярославны и костромичи едва ли были знакомы с иконой Софии киевского перевода.

К тому же большинство элементов композиции, не исключая Богородицы-Софии, уже были известны иконографии Новгорода. В обращении к Софии находит себе выход и желание совместить христианские религиозные догматы с библейской «законностью».

Здесь можно видеть иконы Софии новгородского перевода с предстоящими Моисеем, Николаем Чудотворцем, Иоанном Богословом и Иоанном Златоустом. Русское купечество, ремесленники, живописцы защищали не только свои интересы, но и национальную культуру, причем средствами весьма достойными. Немаловажную роль играл в крупных промышленных городах Поволжья авторитет Новгорода, сохранившего на протяжении веков ореол города-республики, сумевшего в течение нескольких столетий отстаивать свою независимость перед процессом все большего усиления самодержавия в эпоху формирования Русского централизованного государства.

Подобного рода фреска Премудрость созда себе храм, и на этом же видном месте, написана в церквах Ярославля — Рождества Христова, Иоанна Предтечи в Толчкове, Федоровской церкви, в Крестовоздвиженском соборе города Романова-Борисоглебска и других храмах. Иконы, подобно описанной композиции Премудрость созда себе храм, появлялись вплоть до XIX века. По аналогии с этой иконой стали создавать крупные иконы, подобно Образу всех святых.

Если в иконе Премудрость было 6 или 7 рядов «ликов» святых, то здесь их 8 — около ста фигур святых разных рангов. Средняя часть сохраняет лишь отдаленное сходство с иконой Премудрости. Здесь не три пояса (Саваоф, Богоматерь и Распятие), но пять сюжетов, каждый из которых обрамлен овалом.

Вверху — Деисус в облаках, ниже — Коронование Богоматери (более известная на Западе); затем — Распятие с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом. Четвертая сверху — София обычного новгородского перевода.

В нижнем овале — Лоно Авраамово — праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами младенцев; обычное место сюжета — в Страшном Суде, означает Рай. Не совсем ясна общая, объединяющая композицию идея. По-видимому, был специальный заказ, по поводу, нам неизвестному.

Наряду с композицией Премудрость созда себе храм в стенописи Ростова Великого, Троице-Сергиевой лавры, Ярославля и Вологды можно встретить и Софию Премудрость Божию новгородского перевода, в виде огнезрачного ангела. В росписи церкви Спаса на Сенях Ростова Великого и церкви Ильи Пророка в Ярославле композиция помещена в жертвеннике; в церкви Николы Мокрого в Ярославле — в алтаре северного придела; в Софийском соборе Вологды — в главном алтаре.

В церкви Богоявления в Ярославле — на западном склоне свода алтаря. В Преображенском соборе суздальского Спас-Евфимиева монастыря, в Спасской церкви за Волгой в Костроме, как и в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, — на восточном простенке перед алтарем.

В церкви Ильи Пророка София находится в алтаре жертвенника. Саваоф показан с четырьмя символами евангелистов. По сторонам Софии слева Богоматерь и Иоанн Богослов, справа — Иоанн Предтеча и Иоанн Златоуст.

В церкви Воскресения на Дебре в Костроме — в левом киоте у западного портала притвора. София новгородского перевода включается и в роспись Верхоспасской церкви Кремля, над горним местом. В XVI-XVII веках создано несколько икон, иконографию которых можно считать производной от иконы Софии новгородского перевода, но созданы они не па текст Соломоновой притчи, но на библейские пророчества или псалмы Давида.

Это — Ангел Великого Совета, Отрыгну сердце мое, или Красен добротою паче сынов человеческих; Предста царица одесную тебе, Царь царем, или Великий Архиерей, Душа чистая.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи