Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Создание иконы

Создание иконыСоздание иконы специально для небольшого монастыря представляется проблематичным. Сомнительно, чтобы икона такого программного значения, как Премудрость созда себе храм, была написана для храма Кириллова монастыря. Вернее всего, она передана из Софийского собора, где она была как икона храмовая, в качестве вклада новгородского архиепископа во время одной из перестроек софийского иконостаса. Это имело место в 1509 году, при архиепископе Серапионе, когда московские иконописцы написали в Софийском соборе новый иконостас.

Новый владыка, однако, «не пришелся ко двору» и через год был «сведен» с престола, 17 лет кафедра пустовала. Варианты иконографии, близкой к Кирилловской иконе, известны в XVI веке, например, икона Рогожского старообрядческого кладбища, а также икона на Афоне.

Если судить о дате на основании стиля иконы, то следует признать, что ее живопись тяготеет к несколько более раннему времени, чем середина столетия. Относительно новгородской иконописи XV-XVI веков следует признать справедливым мнение В. К. Лауриной, изложенное ею в обстоятельной статье, что искусство этой поры представляет собою сложное явление: оно несет на себе отпечаток московской школы, но в ряде произведений полностью сохраняет черты, присущие новгородской иконописи (Лаурина). Это вполне выражено в иконе Премудрость созда себе храм, которая еще сохранила в себе наиболее характерные черты новгородской иконы более раннего времени — уверенную четкость и обобщенность рисунка, динамичность движений фигур, контрастность цветовой палитры.

Икона написана на золотом фоне, золото положено и на поля. Возможно, следует отнести создание иконы к началу архиерейства в Новгороде Макария. В пользу этого может свидетельствовать и сложная иконография иконы, в создании которой Макарий, несомненно, принимал непосредственное участие.

Писания Кирилла Александрийского (V век) были хорошо известны еще в Киевской Руси, в Киеве был основан Кириллов монастырь. Фрески Троицкого собора этого монастыря (третья четверть XII века) посвящают деяниям святого всю южную апсиду. Кирилл учит «правой вере» на третьем Вселенском соборе, поучает он и царя.

Обладая высокой богословско-научной эрудицией, архиепископ Кирилл написал в защиту Правой веры несколько книг, настоял на осуждении Нестория как еретика, боролся с Юлианом-отступником, добился подтверждения Символа веры. Сочинения Кирилла почитались весьма авторитетными на протяжении всей многовековой истории Православной церкви.

Новгородский Кириллов монастырь был освящен в честь Кирилла Александрийского и Анастасия Цареградского. Среди богослужебных книг были, несомненно, и сочинения этих авторов. Одно из них нам известно: это сборник Изложение о вере XVII века, который содержит текст толкования Софии Премудрости, вполне отвечающий содержанию иконы.

Иконография этой иконы близко воспроизводит литературный текст. В нем нет лишь Иоанна Дамаскина, но фигура песнопевца была уже в волотовской фреске. «Иоанна Дамаскинского» упоминает и Зиновий Отенский в своей Повести о Софии.

Для монастырской иерархии это было важно, как пояснение семантики иконы. Иконография, весьма близкая Кирилловской иконе, известна и в новгородских стенописях. Вероятно, в это же время, при Макарий, была частично возобновлена древняя роспись Георгиевского собора Юрьева монастыря, подобно тому, как при Макарий появляется в наружной стенописи Софийского собора София новгородского перевода.

Какие для этого есть основания? Произведем некоторые изыскания.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи