Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Сторонники поздней даты заложения собора

Сторонники поздней даты заложения собораСторонники поздней даты заложения собора вырывают сообщение о строительной деятельности князя из общего контекста похвалы и рассматривают ее как запись о закладке в 1037 г. перечисленных зданий. Немалую роль в этом сыграло слово «заложи», понимавшееся буквально как указание о закладке зданий в указанном году, а не за 15-20 лет княжения Ярослава в Киеве. Против такого понимания текста записи свидетельствует хронологическое перечисление построек в сочетании со словом «по семь» (то есть затем.

— С. В.). Первым был заложен «град великий» и Софийский собор, уже украшенный «златом, серебром и сосуды церковными». Далее летописец, употребив слово «по семь», говорит о постройке церкви Благовещения на Золотых воротах, а еще дальше, после нового «по семь», о монастырях Георгия и Ирины — святых патронов Ярослава и его супруги Ирины.

Таким образом, помимо трех построек, упомянутых Иларионом в «Слове о законе и благодати», здесь мы видим еще две — монастыри Георгия и Ирины, сооруженные в 50-х годах XI в. Согласно Проложного сказания «Об освящении церкви Георгия перед вратами св. Софии» Георгиевская церковь была освящена 26 ноября митрополитом Иларионом, а значит, не ранее 1051 г., когда он был возведен в этот сан. Сказанное свидетельствует, что летописец описывал эти события значительно позже: он уже знал конечный итог строительства Ярослава и поэтому упомянул не три постройки, как Иларион, а пять. Знал он и о «положении» книг в Софии, о чем сообщается в Повести временных лет. Как мы видим, речь идет о тех же событиях: разгроме печенегов, заложении «великого града», Софийского собора и Золотых ворот, то есть о трех постройках Ярослава, а не о пяти, как в Повести временных лет. А это значит, что составитель Софийского свода пользовался каким-то ранним, более близким к описываемым событиям, источником. Это убедительный аргумент в пользу ранней даты заложения Софийского собора, поскольку Иларион в «Слове», несомненно, более раннем произведении, чем Повесть временных лет, упоминает только три постройки Ярослава.

В Повести временных лет похвала Ярославу Мудрому отнесена, как мы видели, к 1037 г. Почему именно к этому году, а не, например, к 1054 — году смерти князя, где такая похвала была бы вполне уместной? В свое время А. А. Шахматов объяснял это тем, что ею завершается свод 1039 г. Но могло быть, что похвала Ярославу отнесена в летописи к этому году в связи с завершением главной постройки князя — Софийского собора, хорошо согласующаяся с сообщением в Новгородской первой летописи под 1037 г.: «Заложи Ярославъ город Кыевъ и церковь святыя Софья сверши».

Убедительное доказательство, почему некоторые летописные известия о Ярославе и в частности о закладке Софийского собора в 1017 г. перенесены в Повести временных лет к середине 30-х годов, предложил А. Г. Кузьмин: «В повествованиях о Ярославе мы имеем дело с хронологической путаницей двоякого характера. В одном случае летописец приспосабливал не вполне понятные ему даты к константинопольской эре и допустил смещение событий на 4-5 лет. В другом ему пришлось обрабатывать источник, в котором итоговая оценка деятельности князя приходилась на 6543 (1035) или 6545 (1037) год… Выправление хронологии с учетом даты кончины Ярослава в 6562 (1054) году привело к тому, что события 1017-1018 годов переместились в середину 30-х годов, слившись с некоторыми из тех чтений, которыми завершался рассказ о княжении Ярослава». В последнее время появились новые материалы, подтверждающие раннюю дату закладки Софийского собора в Киеве.

Прежде чем обратиться к ним, рассмотрим некоторые старые известия о церкви Софии в Киеве. Общеизвестно сообщение Иоакимовской летописи о деревянной церкви св. Софии, построенной княгиней Ольгой по возвращении ее из Царьграда. В псковском «Апостоле» 1307 г. под 11 мая упоминается.

Приведенные известия не раз вызывали недоумение исследователей, ссылавшихся на малую достоверность источника в первом случае и на какую-то путаницу с датами во втором. Сообщение источника представляется не столь сомнительным, если учитывать вполне достоверное свидетельство о деревянной церкви Софии в Киеве в 1017 г., сгоревшей в одноименном монастыре. Речь идет о важном сообщении в хронике Титмара Мерзебургского о встрече в Киеве в 1018 г. Святополка и его союзника польского короля Болеслава во время борьбы за киевский стол с Ярославом Мудрым: — «Архиепископ этого города, выйдя с реликвиями святых и иными различными церковными украшениями, почтил приходящих в монастыре св. Софии, который в предыдущем году по несчастному случаю погорел».

Победителей, в отсутствие бежавшего Ярослава, встретил другой представитель верховной власти — архиепископ-митрополит, названный на европейский лад, поскольку информатором Титмара был наемный немецкий воин. Правда, величание митрополита архиепископом встречается и в древ нерусских письменных памятниках, например в Житиях Бориса и Глеба, Нестора и Иакова Мниха.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи