Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Строительные начинания Ярослава Мудрого

Строительные начинания Ярослава МудрогоСтроительные начинания Ярослава Мудрого были прерваны наступлением объединенных войск Болеслава и Святополка. Итак, на основании письменных источников можно сделать следующий вывод относительно даты строительства Софийского собора в Киеве. В «Слове» Илариона и Софийской первой летописи под 1017 г. упоминается только три постройки Ярослава Мудрого: заложение «великого града», Софийского собора и Золотых ворот. В Повести временных лет под 1037 г. названо уже пять построек: добавлены монастыри Георгия и Ирины.

Это значит, что Иларион и автор сведений, внесенных позже в Софийскую первую летопись, еще не знали конечного итога строительной деятельности Ярослава в Киеве. Следовательно, они были ближе ко времени описываемых событий и поэтому могли лучше знать, когда именно они произошли, чем автор Повести временных лет, писавший значительно позже. Ему были известны итоги строительства Ярослава, положение книг в Софию и т. д. Свои записи он, несомненно, сделал позже, нередко прибегая к припоминаниям.

О причинах хронологического сдвига событий 1017-1018 гг. писалось выше. Из чрезвычайно важного сообщения Титмара Мерзебургского следует, что в 1018 г. в Киеве уже функционировала митрополия, названная хронистом «монастырь св. Софии». Сказанное хорошо согласуется с новыми изысканиями в области становления церковной иерархии на Руси.

Архиепископ-митрополит встречал Святополка и Болеслава не у городских ворот, а в своей резиденции, находившейся, следовательно, вне города на пути приближавшегося войска, а точнее, там, где в наше время стоит Софийский собор. Поскольку митрополия находилась за городом, она была защищена стенами. Это послужило поводом назвать ее «monasterio», а не «eclesia», то есть церковь, как информатор Титмара назвал Десятинную церковь, стоявшую в городе.

Таким образом, в 1036 г. на «поле вне града» с 1017 г. (а возможно, и значительно раньше, если учитывать сообщение псковского «Апостола» об освящении какой-то церкви св. Софии в Киеве) находилась Русская митрополия. Битва с печенегами не могла происходить в упомянутом году, так как варяги, принимавшие в ней активное участие (исследование Н. Н. Ильина Эйдмундовой саги), находились на службе у Ярослава только с 1016 по 1022 г. По письменным источникам выходит, что Ярослав в 1017 г. на месте сгоревшей деревянной Софии заложил каменный Софийский собор.

Однако к постройке его он смог приступить позже, укрепившись на киевском столе. Несомненно, сооружение каменного кафедрального собора было задумано еще Владимиром, как это видно из «Слова» Илариона. В последнее время появились новые эпиграфические материалы, позволяющие судить не только о времени сооружения Софийского собора, но и о выполнении его монументальных фресковых росписей.

Речь идет о находках древних надписей-граффити, выцарапанных посетителями на стенах Софийского собора в Киеве. Особенностью граффити является их злободневность, то есть в них говорится, как правило, о современных записям событиях.

Так, если на стене здания начертана дата, то нельзя сомневаться, что сделана она в указанный в ней год. Среди открытых древнерусских граффити встречено около 20 с датами, относящимися к XI — XIII вв. Для нашей темы интересны наиболее ранние датированные надписи 1032, 1042, 1052, 1054 гг., а также запись без прямой даты. Из перечисленных граффити не вполне определенно из-за повреждений устанавливается 1042 год. Можно колебаться между 1030, 1042 и 1060 гг. Вполне достоверны остальные три даты 1032, 1052 и 1054 гг. Первая из них находится в Георгиевском приделе в алтарной части на южной стене. Она написана при фрагментарно сохранившейся греческой записи, состоявшей из двух строк и пояснявшей сюжет, изображенный на фреске.

В первоначальном виде, судя по фресковому персонажу, надпись в переводе читалась так: «Василий святой, 6540 (1032), 14 индикта». Встречаются и похожие греческие пояснительные надписи-граффити на фресках. Так, на хорах с южной стороны на среднем столбе, выходящем в центральный неф, правда, не снабженная датой.

Дата 1032 г. указывает, когда была сделана пояснительная надпись к фреске.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи