Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Упоминание Титмаром митрополита

Упоминание Титмаром митрополитаУпоминание Титмаром митрополита в 1018 году в Киеве ставит под сомнение более позднюю дату основания Русской митрополии, которая на первый взгляд могла быть связана со строительством каменного Софийского собора. Последние исследования в области становления церковной иерархии на Руси относят основание митрополии в Киеве к 997 г., поскольку она в списке византийских митрополий значится между митрополиями Помпиополя и Алании (969- 997 гг.). Поэтому нет ничего удивительного, что в 1018 г. победителей встречал митрополит киевский. В сообщении Титмара вызывает удивление то обстоятельство, что встреча происходила не у городских ворот, как то было принято обычно в средневековье при сдаче городов, а в монастыре св. Софии. Это заставляет думать, что упомянутый монастырь находился вне города, где-то на пути приближавшегося к Киеву войска.

Важным для рассматриваемого вопроса является и то обстоятельство, что архиепископ-митрополит встречал Святополка и Болеслава именно в монастыре, названном Софийским, где, как указывалось, должна была находиться одноименная церковь, сгоревшая в предыдущем году. Упоминание о пожаре подтверждается летописным известием 6225 года (1017). Титмар упоминает в Киеве две церкви «Христова мученика папы Климента» и «монастырь св. Софии».

Если Десятинную церковь его информатор назвал по хорошо известному в Западной Европе св. Клименту, мощи которого он видел, то трудно сомневаться в том, что греческое название монастыря «св. София» он передал не точно. И это чрезвычайно важно, так как название «София» в тексте Титмара взаимосвязано с титулом архиепископа-митрополита киевского, откуда следует, что митрополит встречал прибывших в своей резиденции, названной им по незнанию христианской православной терминологии «монастырем св. Софии». Кроме того, название церкви «София» указывает на ее высокий иерархический ранг, соответствовавший митрополиту.

Не следует удивляться и тому, что резиденция митрополита названа монастырем. Информатор хрониста видел территорию митрополичьего двора с разными постройками и следами пожара или какого-то строительства (иначе зачем упоминать о прошлогоднем пожаре!), окруженную стеной, как того и следовало ожидать, если она находилась за городом.

Представим себе ту часть древнего Киева, которую сейчас в науке принято называть «Город Владимира» с главными южными Софийскими воротами, обращенными в сторону позднее построенного Софийского собора. Если монастырь св. Софии, упомянутый Титмаром, находился на том же месте, где и летописная Русская митрополия, то есть там, где сейчас стоит Софийский собор, то, следовательно, войско Болеслава и Святополка, приближаясь к городу, к его южным Софийским воротам с юга или юго-запада, должно было пройти мимо названного монастыря — резиденции митрополита киевского.

Этим и объясняется тот факт, что встреча произошла именно здесь, а не у городских ворот, как того следовало бы ожидать, если бы митрополия находилась в городе. Но мы знаем, что Русская митрополия оказалась в городе в результате строительства «великого града Киева», осуществленного Ярославом Мудрым.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи