Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Время постройки храмов

Время постройки храмовДальнейший ход интересующих нас событий можно представить следующим образом. Ярослав Мудрый овладел Киевом в 1017 г. Однако его положение оставалось непрочным: Святополк не был окончательно сломлен и собирал силы; киевляне не считали Ярослава своим князем, по праву старшинства занявшим киевский стол. Пренебрежительное отношение к нему чувствуется в известных словах воеводы Святополка. Плохо зарекомендовал себя Ярослав в распрях с Владимиром.

Поэтому, овладев киевским столом, Ярослав должен был себя реабилитировать, став продолжателем дел и замыслов отца. В первую очередь это относилось к дальнейшему распространению христианства, грамотности и книг, строительству укреплений и церквей.

Как мы видели, Ярослав преуспел во всем этом и заслужил похвалу современников. Д. В. Айналов, анализируя в «Слове» Илариона строительную деятельность Ярослава, обратил внимание на то, что постройка Софии сравнивается им с библейским сюжетом постройки Иерусалимского храма, задуманного Давидом и осуществленного его сыном Соломоном.

Сказанное объясняет действия Ярослава по занятию им киевского стола в 1017 г. и стремление его привлечь симпатии киевлян. На основании сообщения Титмара о сгоревшей в 1017 г. деревянной церкви Софии, находившейся, по терминологии хрониста, в «монастыре св. Софии», можно заключить, что первым шагом Ярослава была закладка на месте сгоревшей митрополичьей церкви нового каменного храма, также посвященного Софии. Следы закладки храма и мог видеть информатор Титмара.

Сказанное вполне вероятно, так как возобновление новой церкви намечалось на месте сгоревшего храма, носившего название Софийского. Возобновление храмов на старых местах повсеместно практиковалось на Руси. В литературе высказывалось мнение, что на месте сгоревшей в 1017 г. церкви Ярослав якобы заложил одноименную деревянную церковь Софии, которая достояла до 1037 г., то есть до закладки каменного Софийского собора.

А. Поппэ полагает, что в Новгородской первой летописи сообщается об этом событии под 1017 г.. Однако с этими доводами нельзя согласиться, так как здесь употреблено слово «заложи», а не «сруби» или «постави», которые следовало бы ожидать, если речь действительно шла о закладке деревянной церкви. Кроме того, в летописных сообщениях о строительстве каменного Софийского собора в Киеве нигде не фигурирует предыдущая деревянная церковь, которую пришлось бы снести.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи