Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Анализ содержания памятников

Анализ содержания памятниковАнализируя содержание рассмотренных памятников, можно заметить, что упомянутые авторы не просто прославляют Владимира, а обращаются к нему и говорят о нем, как о святом. Мы видели также, как Владимир величался не только хазарским титулом каган, равнозначным титулу царя, а и назывался «равноапостольным» или даже апостолом. Мало того, Иаков Мних дает еще и объяснение, почему у гроба Владимира не происходит чудес, обязательных для святого.

Все это давно было известно исследователям древнерусской литературы и даже сложилось мнение о том, что Владимира почитали как святого еще во время Ярослава Мудрого. Эта мысль не получила распространения и была раскритикована Е. Е. Голубинским и И. И. Малышевским, который показал, что Владимир был канонизирован после победы Александра Невского над шведами в 1240 г. и день его памяти установлен 15 июля 81 митрополитом Кириллом (1243-1280 гг.). Как же в таком случае объяснить те факты, которые читаются в «Слове» и «Памяти и похвале Владимиру»?

Они, несомненно, свидетельствуют о почитании Владимира во время строительства Софийского собора в Киеве. Из письменных источников следует, что еще задолго до похода Руси на Царьград в 1043 г. в Киеве вокруг Ярослава сформировалась группа или кружок из церковных эрудитов и местной знати, которые выступили против иерархического подчинения древнерусской церкви константинопольскому патриархату. Вряд ли речь шла о полной автономии древнерусской церкви, скорее выдвигалось требование назначения митрополитов из «русинов», а не из греков.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи