Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Близость к византийским миниатюрам

Близость к византийским миниатюрамБлизость к византийским миниатюрам особенно хорошо заметна в фресках «Ипподром», «Прием княгини Ольги Константином Багрянородным», «Император Роман II на коне», «Императрица Елена с приближенными». Охотничьи сюжеты отличаются большей живописностью и свободой исполнения. Это особенно заметно в композициях, выполненных под местным влиянием: «Охота на дикого коня», «Охота на белку», «Охота на оленя». Большинство фресок с охотничьими сценами не имеют явных следов копирования с миниатюр, кроме деревьев с соцветиями вместо кроны.

Однако среди них есть такие («Охота на вепря»), где факт если не копирования, то заимствования сюжета трудно отрицать из-за большого сходства сцены с изображением на шкатулке из ризницы собора в Труа (Шампань). Вместе с тем в живописи башен хорошо прослеживаются черты, сближающие их с фресковыми росписями в самом соборе и выдающие руку одних и тех же мастеров.

В первую очередь сказанное относится к композиции «Княгиня Ольга на приеме у Константина Багрянородного», где архитектурные сооружения и их орнаментация очень близки изображенным на фресках в соборе. Выше отмечалась необычность постройки с натянутым матерчатым тентом на заднем плане фрески,, изображающей Ольгу со свитой. Точно такое же сооружение видим на композиции «Крещение в доме сотника Корнилия» в центральной части собора.

Излюбленными элементами орнаментации городских стен и стен зданий на фресках являются столбики с расширяющимися верхними и нижними концами, перечеркнутые посередине крестиками, орнаментальный элемент из трех стилизованных стеблей растений, нередко чередующийся с упомянутыми столбиками. Подобной орнаментацией украшена стена в сцене приема Ольги императором.

Под этими орнаментальными мотивами помещен фриз, а еще ниже — стена, украшенная рустом. Перечисленные украшения городской стены, известны по фрескам в центральной части собора.

Особенно хорошо это прослеживается на композиции «Вручение Марии кокцина и пурпура», «Обручение Марии». Нижние части зданий и городских стен изображались на фресках в соборе в башнях разбитыми на квадры или украшенными рустом. Остатки руста, украшавшего городскую стену, открыты на фреске приема Ольги императором.

Но особенно хорошо такой прием украшения архитектурных построек виден на фреске «Ипподром», где нижняя часть дворца — Кафисмы расписана рустованой кладкой. Руст на фресках представляет собой параллельные ряды квадратиков, разделенных каждый по диагонали и окрашенных наполовину белилами. Хотя подобная передача рустованой кладки довольно условна, у зрителя не возникает сомнений о том, что хотел изобразить мастер — фрескист.

Сказанное выше позволяет прийти к выводу, что фрески башен выполнялись теми же мастерами, которые расписывали центральную часть собора.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи