Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Богомильство на Балканах

Богомильство на БалканахБогомильство на Балканах, особенно в Болгарии, было необычайно распространено начиная с X и вплоть до конца XIV века. Оппозиция христианству принимала формы отрицания догматов троичности Божества, двойственной природы Христа, таинства Причастия. Богомилы не верили в Богородицу, в святых, возвращались к языческому дуализму.

Взгляды богомилов в их критическом отношении к Церкви во многом были близки псковско-новгородской ереси стригольников (Ангелов, Иванов, Бегунов). Движением охвачены были некоторые слои духовенства и даже иконописцы.

В Болгарии против богомилов созывались соборы (1206,1248), собор был созван при царе Иване Александре в 1348 году. Одним из способов противостояния со стороны Церкви было акцентирование исторических и символико-дидактических сюжетов: введение циклов Вселенских соборов с разъяснением смысла догматических установлений, сущности Божественной литургии.

Литургия Василия Великого, его видение Господа, описанное в житии, канон Козмы Маюмского на Великий четверг объединяются с текстом Соломоновой притчи и кладут начало развитию сюжета Премудрости как торжества «бессмертного Слова», «Небесного Иерусалима» как «Небесной литургии». Тема приобретает особое звучание в XIV веке, в эпоху спора о божественных энергиях.

Григорий Палама пишет о Премудрости, которой Бог создал вселенную, как свойственной Отцу, Сыну и Св. Духу. Патриарх Филофей пишет три речи к епископу Игнатию с изъяснением смысла 9-й притчи Соломона «Премудрость созда себе дом» (Арсений).

«Жертвою Премудрости Божией и вином, которое она растворила для гостей в чаше, названы, говорят, живые слова писаний божественных, по разумению смысла разделяемые на догматическую речь и нравственную», — пишет автор, замечая при этом, что присоединение человеческой мудрости к божественному слову, высокому и таинственному, очищает и питает силу, веселящую сердце участникам трапезы, уготованной Премудростью. Толкование Анастасия Синаита иллюстрируется не в виде сцены библейского жертвоприношения, а как Пир Премудрости (композицию нередко называют иллюстрацией притчи Соломона, но она имеет обычно надпись «Премудрость созда себе храм», тогда как у Соломона — не храм, а дом). В искусстве собственно Византии развернутая иллюстрация сюжета неизвестна, она появилась раньше на Западе.

В русских стенописях XI века Киева и Новгорода цельной картины иллюстрации толкования «Премудрость созда себе храм» нет, в них текст разбит на отдельные части: Христос Вседержитель купольной росписи, Богоматерь Оранта в конхе алтаря, Евхаристия с Христом и апостолами, святители и мученики. Фреска Премудрость созда себе храм появляется в стенописях Балкан, Афона и Грузии в нескольких иконографических вариантах. Наиболее простой ее вид — в росписи церкви Успения в Грачанице (около 1320 г.): мы видим здесь крылатую Деву, сидящую перед престолом с Причастием на фоне семистолпного портика.

На престоле — перевязанные свитки, в левой руке Девы слегка развернутый свиток «с высокими и таинственными словами», две служанки-рабыни держат: слева — Чашу Причастия, справа — Хлеб Причастия. Вверху надпись: «Пръмудрость създа себе храмъ». Софию принимают обычно за ангела, но художник позаботился о том, чтобы выявить ее фигуру как женскую, с подчеркнутой грудью; руки у нее высоко оголены, как у служанок, что отвечает образу Девы Соломоновой притчи и толкованию на нее греческих редакций.

Если это так, перед нами образ крылатой Девы, подобно новгородскому переводу иконы. Угощение жаждущих Слов Премудрости представляется по-разному: с развернутым свитком, на котором написаны первые слова 9-й притчи; как престол с потиром и дискосом Причастия и прислуживающими рабами. За столом — крылатая Дева, или Сам Христос, или Троица.

Получает распространение изображение Троицы с тремя ликами. Одно из них представлено во фреске Преображенского собора на южном склоне вимы монастыря Зарзма (Грузия, середина XIV в.). В Зарзме и Матейче иконография Премудрости осложнена иконографией Троицы: Ангел Великого Совета имеет три лика, объединенные ромбическим нимбом.

Во фреске Матейча композиция помещена в притворе, среди ряда библейских композиций: Неопалимая Купина, Лествица Иакова, Ложе Соломона и др. О Лествице как литературной и иконографической спутнице Премудрости упоминалось ранее. Как и в других композициях этого рода, Премудрость имеет вид Ангела Великого Совета — в росписи церкви Периблепты в Охриде (1294-1295), в росписи нартекса церкви Пантократора в Дечанах (1340-е). В росписи Хрелевой башни Рильского монастыря (Болгария, 1330-е годы) композиция имеет вид Пира Премудрости, занимая весь слепой купол восточного помещения.

В центре — фигура Премудрости — Христа-Логоса в виде отрока Еммануила с распростертыми руками, с треугольным нимбом («разум троичный»), в античной одежде, с обнаженными руками. Его окружают семь духов в виде лежащих младенцев с крыльями и нимбами. Впереди — стол с Чашей, по сторонам два крылатых ангела с Чашей Причастия в руках созывают апостолов, святителей, пророков и мучеников.

Композиция связывается с 9-й притчей Соломона (Прашков), но здесь иллюстрируется толкование Ипполита на притчу Соломона. Фреска Премудрости собора Маркова монастыря второй половины XIV века занимает купол притвора. Композиция объединена с фреской Небесная литургия алтаря и с изображением Христа-Царя м Богородицы-Царицы.

Христос выступает как Царь, Иерей и Премудрость-Логос небесного пира, что связывается с представлением о Небесном Иерусалиме, согласно видению Василия Великого. Сюжет известен в мозаиках Рима: в главной апсиде храма Св. Марии Маджоре (1294), но там в короне в виде царицы выступает только Богородица, ее благословляет Христос.

Принято считать, что описанные выше иконографические сюжеты софийного круга являются иллюстрацией канона на Великий четверг Козмы Маюмского, когда празднуется установление Евхаристии. Но будет более верным во всех этих описанных композициях видеть иллюстрацию толкования на 9-ю притчу Соломона в различных чтениях. Не будем здесь углубляться в детальное рассмотрение текстов и иконографии, подобного рода работа будет нами проведена на памятниках древнерусской литературы и искусства.

Несмотря на трагические события для балканских стран в конце XIV века, здесь создаются первоклассные произведения, подобно Богоматери Катафиги (убежище) с Иоанном Богословом — с изображением на обороте известного с древности сюжета Чудо в Латоме (около 1395). Икона, по-видимому, была вкладом царицы Елены: на лицевой стороне надпись: «Елена в Христе боге благоверная царица». Царица Елена, родом болгарка, была замужем за византийским императором.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи