Дворец ипподрома | Культурно-просветительский центр "Cherkas". Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики
Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Дворец ипподрома

Дворец ипподромаДворец ипподрома — Кафисма в том виде, как он изображен на фреске, представлял собой большое трехэтажное здание. Первый этаж сложен из больших каменных блоков, украшенных рустом. Второй — сводчатый, в виде тройной аркады, открытой в сторону ипподрома. Третий – пяти-пролетная аркада, состоящая из арок меньшего размера.

В первом этаже здания — круглые окна с решетками и прямоугольные с открытыми ставнями. В окнах видны человеческие фигуры.

Вся галерея второго этажа заполнена зрителями. Правую часть здания занимает большая императорская ложа, представляющая собой сводчатое помещение с колоннами, открытое в сторону ипподрома и увенчанное шатровым верхом.

В ложе изображен сидящий на троне император в стемме и с нимбом вокруг головы. Перед ним женская особа, изображенная во весь рост, с руками, сложенными на груди. Одета она в светлую одежду (на фреске бледно-салатового цвета), на голове белый, корона и нимб отсутствуют.

Справа в углу — бородатое лицо какого-то человека, вероятно, переводчика. Слева от императорской ложи, на втором этаже, изображена еще одна ложа поменьше, по мнению Н. П. Кондакова — посольская. В ней на переднем плане — молодой человек в полный рост.

Руки скрещены на груди, согласно требованиям придворного этикета в присутствии императора. На нем такая же светлая одежда, как и на даме в императорской ложе. Рядом и позади молодого человека еще несколько, видимо, сопровождающих его лиц. Очевидно, человеку в светлой одежде и женской особе в императорской ложе в такой же светлой одежде отводилось в композиции особое место после императора.

У зрителей, заполнивших галерею второго этажа, лица восточного типа, подпоясанная ремнями одежда, на головах — белые головные уборы, в некоторых случаях с падающими на грудь концами. Под императорской ложей, в первом этаже дворца, расположено еще одно помещение, в котором поднятием руки фиксирует победу финиширующей колесницы. Два фактора неопровержимо свидетельствуют о том, что на фреске изображен константинопольский ипподром: во-первых, изображение императора в короне и с нимбом; во-вторых, открытие в ходе исследования фрески финиширующей колесницы.

Н. П. Кондаков, говоря о константинопольском ипподроме, отмечал необходимость различать дворцовый, крытый ипподром, входивший в ансамбль императорского дворца, и другой — большой или народный. На софийской фреске изображен большой ипподром, на котором в торжественной обстановке, в присутствии императора и народа происходили конные состязания, приуроченные к разным событиям: будь то день рождения императора, коронование или победа над врагом.

На ипподроме устраивались триумфы, при жизни воздвигались памятники, возлагались венки и воздавались всевозможные почести. Но главным триумфатором во всех этих церемониях на ипподроме оставался император. Здесь он показывался народу, принимал от него почести и приветствия.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи