Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Фреска Спас Нередицкой церкви Христос

Фреска Спас Нередицкой церкви ХристосНа фреске Спас Нередицкой церкви Христос изображен хотя и слева, но так, что князь-ктитор подходит под его благословляющую правую руку. Поэтому нет основания считать, что ктитор изображен якобы по левую руку от Христа. Что же касается всех названных выше композиций и наблюдаемых в них отклонений, то они относятся к значительно более позднему времени (XIII-XIV вв.), чем интересующий нас XI в., когда были выполнены росписи Софийского собора в Киеве.

Применительно к ктиторской фреске Ярослава Мудрого они не могут быть аналогиями, поскольку их отделяет друг от друга, по крайней мере, два с половиной столетия. Кроме того, говорить об иконографических отступлениях на «почве местных школ» в 30-х годах XI в., имея в виду софийскую ктиторскую фреску, еще преждевременно, так как известно, что на Руси появление подобных школ относится к XII в. Князь Ярослав Всеволодович на фреске в Спас Нередицкой церкви изображен в княжеской шапке, отороченной собольим мехом, нимб вокруг головы отсутствует.

На плечи князя поверх станового кафтана наброшен плащ-корзно, левая пола которого переброшена через руку. Плащ украшен большими кругами с одноглавыми орлами внутри. Это известная в Византии материя, носившая название «орлы».

По свидетельству Н. П. Кондакова, одежды из такой ткани шились для высших сановников византийского двора 30. На ногах князя сафьяновые сапоги. Рассмотрев фреску Спас Нередицкой церкви, можно констатировать, что на Руси в XIII в. достаточно хорошо разбирались в иконографии. Об этом свидетельствует копия XVI в. с иконы XIII в., так называемой Мирожской Оранты.

На иконе изображен псковский князь Довмонт (умер в 1299 г.) и его супруга Мария, предстоящие перед Богоматерью. Князь Довмонт представлен по правую руку Оранты, княгиня — по левую. Есть основания говорить, что в XVII в. на Украине еще не были забыты некоторые особенности древнерусского искусства.

Примером может служить ктиторская фреска митрополита киевского Петра Могилы из церкви Спаса на Берестове в Киеве. Важным для нас при рассмотрении этой фрески является то, что она была выполнена теми же афонскими мастерами, которым Петр Могила поручил подреставрировать фрески Софийского собора, отобранного в 1633 г. у униатов.

В центре фрески изображен сидящий на троне Христос, по правую руку от него — Богоматерь, представляющая коленопреклоненного ктитора Петра Могилу с моделью храма в руке. По левую руку от главной фигуры композиции помещены Владимир Святославич в обычной южнорусской трактовке, близкой к изображению князя в киевском Синопсисе 1680 г. Он с округлой окладистой бородой и мягкими чертами лица, на голове — митра, вокруг головы — нимб. На плечи князя наброшен царский орнатдлинная шуба без рукавов, отороченная собольим мехом, сильно напоминающая ту, в которую одет Владимир на ктиторской фреске, зарисованной А. ван Вестерфельдом в Софийском соборе.

Руки Владимира и Богоматери полусогнуты в локтях и направлены в сторону Христа. Вне сомнения, фреска из церкви Спаса на Берестове выполнена под значительным влиянием ктиторской композиции Софийского собора, которая в 30-40-х годах XVII в. реставрировалась теми же мастерами. Ктиторская фреска Ярослава Мудрого, вероятно, натолкнула Петра Могилу изобразить себя в роли ктитора отреставрированной им церкви Спаса с моделью храма в руках перед Христом.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи