Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Фрески северо-западной башни

Фрески северо-западной башниПрежде чем рассматривать живопись в башнях Софийского собора, следует упомянуть о том, что вход в них первоначально находился снаружи, а не из собора, как сейчас. В северо-западной башне древний вход открыт во время археологических работ в 60-х годах М. К. Картером. У древнего входа в башню сейчас хорошо виден открытый раскопками порог и ступеньки лестницы, украшенные мозаичным орнаментом. Эти мозаики по размерам кубиков и характеру орнамента (гофрированный) близки настенным мозаикам в центральной части собора, что является еще одним доказательством одновременности постройки всего храма.

Обе лестницы, ведущие на хоры, были изолированы от 1-го этажа храма, и попасть на хоры можно было, только выйдя из здания на подворье. В этом, несомненно, была какая-то логическая необходимость.

Возможно, что это было специально предусмотрено при строительстве храма для того, чтобы князь и княгиня с приближенными могли беспрепятственно и неожиданно появляться на хорах во время торжественных церемоний. Выше упоминалось о разделении хоров собора на мужскую и женскую половины.

Правдоподобно, что северо-западная башня с лестницей предназначалась для подъема по ней женской половины семьи князя, а юго-западная — мужской. Однако, как мы убедимся далее, это не нашло отражения в тематике фресок.

При входе из собора в северо-западную башню справа на своде помещена фреска «Верблюд с поводырем». На ней слева изображен двугорбый верблюд, а справа — еле различимы контуры ведущего его человека. Сохранность фрески и ее красочного слоя плохая.

Описания этой композиции и тем более ее осмысления, насколько нам известно, не касались прежние авторы, и поэтому весьма любопытно мнение о ней А. Н. Грабаря. Он замечает, что фреска, на первый взгляд как будто не имеет никакого отношения к традиционным темам дворцовых росписей, но, судя по имеющимся примерам, это не совсем так. В качестве примеров исследователь указывает на напольную мозаику в Бейсане (Палестина) VI в. и миниатюру из византийского Евангелия XII в. (Парижская национальная библиотека), где верблюд с поводырем изображен наряду с другими животными и сценами охоты. На основании этих изображений А. Н. Грабар делает вывод, что сюжет с верблюдом восходит к византийским источникам Справа от входа в башню, почти над самой дверью, находится фреска «Борьба ряженых».

На ней слева изображен человек в маске с копьем или рогатиной в руках, нападающий на другого человека — воина атлетического телосложения, вооруженного топором и круглым щитом. Лицо воина молодое, безбородое, но с усами.

Тип лица — восточный. Что касается одежды первого, то некоторые авторы справедливо видят в ней вывернутую шерстью наружу шкуру. Маска, видимо, с подвижной челюстью, по мнению тех же исследователей, является прототипом «козы», встречающейся в празднествах многих европейских народов.

Другие авторы считают маску волчьей. Воин одет в тунику с поднятыми на бедра полами и подпоясанную у талии.

Содержание фрески — шуточная борьба паяцев на святочных празднествах. Н. П. Кондаков полагал, что фреска изображает борьбу ряженых и ее следует понимать как отрывок «готских игр», описанных у Константина VII и дававших свои представления на святки 3 января. A. Н. Грабар считает, что рассмотренная сцена принадлежит циклу византийского ипподрома.

Приведенные разнообразные мнения представляют несомненный интерес для правильного понимания фрески. Вполне вероятно, что на ней не просто изображена шуточная борьба ряженых, а подчеркнута принадлежность одного из них к христианской, а другого к языческой религии. Рядом с рассмотренной фреской на своде изображена большая композиция охотничьего жанра «Охота на медведя».

На фреске видим всадника на белом коне, который, полуобернувшись, поражает копьем нападающего на него сзади медведя. Охотник изображен в длинном белом платье, отороченном по подолу, у ворота и на рукавах богатой каймой, украшенной вышивкой и драгоценными камнями.

На голове всадника шапка или шлем, ноги обуты в сапоги. Композиция выполнена в реалистической манере, в ней передана динамика борьбы: испуг коня, ярость зверя, хладнокровие и неустрашимость охотника.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи