Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Фрески уцелевшие на своде

Фрески уцелевшие на сводеФрески, уцелевшие на своде. Напротив фрески «Борьба ряженых», на своде, примыкающем к центральному столбу лестницы, изображен зверь кошачьей породы в прыжке. Он выполнен коричневой краской, сохранился плохо. Необычность рисунка заключается в том, что зверь передан в динамичной позе и не имеет крыльев, которые часто встречаются в изображениях геральдических львов.

Рядом помещено какое-то фантастическое животное с чрезвычайно длинной шеей, напоминающей лебединую. Из-за плохой сохранности фрески можно предположить с некоторой долей вероятности попытку художника изобразить лебедя.

В средней части свода, над лестничной площадкой первого этажа, помещен большой медальон в виде хризмы, с пересекающимися в центре линиями. Он является центром купольной орнаментальной композиции, состоящей из орнаментов и нескольких изображений в медальонах.

Два медальона расположены на части свода, примыкающей к стене башни, а один — на своде ближе к центральному столбу лестницы. В первом из них изображена охот ничья птица белого цвета с темными крыльями, возможно, белый кречет, во втором — грифон с крыльями и птичьей головой, в третьем — грифон с головой льва или гепарда.

В прочих медальонах — растительный орнамент. При подъеме по лестнице, на стене башни слева сохранилась часть композиции, изображающая молодого императора на белом коне. На его голове — стемма, вокруг головы — нимб, то есть признаки, по которым с полной уверенностью узнается император Византии.

А. Н. Грабар, отвечая авторам, считавшим всадника с нимбом князем, писал: «… мне не известны такого рода «вольности» русских или других художников в странах византийского культурного круга».

Лицо всадника сохранилось на фреске плохо, но все писавшие о нем и, возможно, видевшие фреску в лучшем состоянии называли его молодым, юношей и т. д. Таким он изображен и на рисунке Ф. Г. Солнцева. Н. П. Кондаков замечал о нем следующее: «обращает на себя особенное внимание любопытная фигура всадника — юноши, венчанного и в нимбе, на белой лошади, как бы юного кесаря в триумфе». Д. В. Айналов и Е. К. Редин считали, что фигура всадника в короне и с нимбом возглавляла процессию, начало которой было изображено у входа в башню.

Над изображением императора на коне, на своде, фресковая штукатурка сохранилась лучше. Здесь помещены три медальона. В первом из них слева изображен охотник с собакой, припавший на одно колено и натягивающий тетиву лука.

Справа расположен еще один медальон, в котором также изображен человек в похожей позе, сохранившийся несколько хуже. Особенностью этих двух фресок является то, что охотники изображены как бы угрожающими друг другу. Подобное композиционное расположение медальонов заставляет вспомнить упоминавшуюся выше мозаику из комнаты Рожера II в Палермо, где на своде видим двух лучников, хотя и не в медальонах, но расположенных относительно друг друга, как и на фреске в Киеве.

Стрелок из лука несколько напоминает лучника, изображенного на полях Изборника Святослава 1073 г. Вопрос о том, кто же эти лучники — воины или охотники, остается открытым. Имеются основания считать, что на фреске изображены охотники, поскольку охотничья тематика занимает видное место в живописи башен.

Медальон с широко известным и много раз издававшимся изображением музыканта, играющего на смычковом инструменте, сохранился в том же месте на своде. Музыкант представлен сидящим, поджав под себя ноги и держащим левой рукой за гриф музыкальный инструмент с грушевидным корпусом, прижатый к плечу.

В правой руке — смычок. Лицо музыканта восточного типа, на голове повязка или головной убор в виде шапочки. Одежда зеленого цвета.

Инструмент музыкант держит горизонтально или с небольшим наклоном вниз, прижав его к левому плечу. В этом угадывается византийская манера игры на смычковых инструментах. Народы Востока играли, да и сейчас играют на смычковых инструментах, держа их вертикально.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи