Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Фрески юго-западной башни

Фрески юго-западной башниВ юго-западной башне, как и в северо-западной, вход в древности был не из собора, а снаружи. Он размещался на южном фасаде башни и в настоящее время заложен и замурован кирпичной кладкой. При входе в башню с левой стороны, примерно на уровне человеческого роста, находится фреска «Охота на вепря».

На ней слева в профиль изображен охотник, поражающий копьем дикого кабана — вепря, повернувшего голову в сторону лающей собаки. Жестом левой руки охотник натравливает на зверя собаку, помещенную внизу слева.

Фигура охотника сохранилась наполовину, и поэтому трудно судить о характере и особенностях его одежды. Видимо, это туника с приподнятыми на бедра полами. Лицо человека — молодое, с небольшой бородкой и усиками.

Исследователи фрески не раз отмечали изображение вепря с совершенно невероятным для этого зверя поворотом головы влево. Анатомически неверно нарисована и ладонь левой руки охотника.

Рассматриваемая композиция издавна считалась такой, которая была выполнена под влиянием местной фауны Киевщины. И действительно, в Южной Руси охота на диких кабанов являлась обычным занятием местного населения и, возможно, имела промысловое значение.

О большом распространении охоты на вепрей свидетельствует и рисунок, выцарапанный внутри проезда Золотых ворот в XI в. Рисунок — граффити — изображает вепря, собаку, лающую на него, и фрагментарно сохранившееся изображение охотника. Возможно, правда, что рисунок был сделан под влиянием рассматриваемого сюжета фрески в юго-западной башне Софийского собора.

Охота на вепря — сюжет, достаточно известный в византийском изобразительном искусстве. Правда, мы не можем привести примера из монументальной живописи, поскольку, к сожалению, она не сохранилась, но среди миниатюр, в рукописях и на изделиях прикладного искусства такие сюжеты встречаются довольно часто.

Как близкую аналогию софийской фрески можно назвать резьбу по слоновой кости на византийском ларце, хранящемся в ризнице собора в Труа (Шампань). В резьбе ларца представлены два сюжета: охота на вепря и на льва.

По сюжету они близки фрескам собора. На задней стенке ларца изображен вепрь, повернувший голову в сторону собаки и охотника, то есть совершенно так же, как на фреске. Слева в углу охотник, пронзающий зверя копьем.

Композиция рельефа, изображение вепря, охотника и даже порода собак, которая, как мы увидим далее, встречается на других фресках охотничьего жанра, напоминают рассматриваемую живопись в башне. Сцены звериного гона, и в том числе вепря, зайцев и оленей, широко известны по изображениям византийских миниатюр из Кинегетики Оппиана первой половины XI в., хранящейся в библиотеке Марчиана (Венеция). Над сценой охоты на кабана, во втором регистре, находится фреска, изображающая охоту с дрессированными гепардами.

Справа охотник, натравляющий гепарда палкой или копьем, а далее гепард и преследуемый им тарпан или кулан (дикий конь или осел).

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи