Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Грандиозная работа по украшению живописью интерьера Успенского собора

Грандиозная работа по украшению живописью интерьера Успенского собораВ течение одного летнего сезона 1643 года, по существу, была завершена грандиозная работа по украшению живописью интерьера Успенского собора. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур. Следуя царскому указу, живописцы в 1642-1643 годах повторили сюжеты и расположение композиций 1515 года.

По-видимому, состав и система росписи главного храма государства были задуманы ее заказчиками в начале XVI века как образец для других соборов. Этим объясняются особо строгое соблюдение общей канонической структуры стенописи, догматическая насыщенность и очевидная полемическая направленность некоторых сюжетов и циклов. В соответствии с традиционными христианскими представлениями о храме как символе вселенной с ее небесной (божественной) и земной (человеческой) сферами изображения подчинялись строгой иерархии.

В самых главных с точки зрения символики ортодоксальной церкви частях храма — главах, центральной алтарной конхе, на сводах — помещались наиболее значительные сюжеты. В соответствии с этим в центральном куполе Успенского собора находится главное изображение — «Христос-Вседержитель», а в четырех других — «Саваоф», «Спас Нерукотворный», «Спас Эммануил» и «Богоматерь Знамение». Между окнами барабанов — фигуры пророков и праотцев.

Паруса заняты изображениями евангелистов и апостолов, а своды — основными евангельскими сюжетами. Вторая по значению, после Вседержителя, сцена «Вознесение», которая в византийских и русских храмах иногда помещалась в куполе, занимает в Успенском соборе место на центральном своде, поддерживаемом четырьмя круглыми столпами. Эта композиция символически связывается с прославлением Богоматери.

На остальных сводах представлены «Рождество Христово», «Сретение», «Введение во храм», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» и «Сошествие во ад». В люнетах под сводами и в верхней части стен развернут цикл сюжетов из земной жизни Христа и евангельских притч. На круглых колоннах находятся 135 изображений мучеников, почитавшихся как «столпы церкви».

Поскольку собор посвяшен главному празднику богородичного цикла — Успению, этой сцене отводится особенно почетное место — в тимпане над конхой центральной апсиды. До середины XVII века, когда возвели новый шестнадцатиметровый иконостас, эта композиция, написанная в монументальной, лаконичной манере, была хорошо видна из центральной части собора и вписывалась в ансамбль наиболее значительных по смыслу росписей.

Третий и четвертый сверху ярусы стенописи заняты, в соответствии с посвящением храма, богородичными циклами. Первый из них связан с сюжетами, почерпнутыми из протоевангелия и апокрифических сказаний о Богоматери.

Это история родителей Марии, Иоакима и Анны и сцены из ее жизни. Другой цикл — акафистный, наиболее полно представленный в живописи Древней Руси начала XVI века.

Здесь он состоит из восемнадцати сцен. На Руси тема акафиста, то есть гимнов в честь Богоматери, в которых она прославляется и в качестве матери Христа и как посредница между богом и людьми, заступница за весь человеческий род и особенно за «свой удел» — «царствующий град Москву», впервые встречается в росписях, выполненных Дионисием и его сыновьями в соборе Ферапонтова монастыря. В Успенском соборе эта тема воплощается в композициях, исполненных спокойной, величавой монументальности.

Нижний регистр фресок центральной части храма посвящен исторической теме, также связанной с богородичными циклами. Это «Семь вселенских соборов» — съездов высших церковных иерархов, которые происходили в IV-VII веках и на которых в упорной полемике утверждались основные догматы христианского вероучения, в том числе догмат о троичности божества, культ Богоматери и святых, решались вопросы взаимоотношений между церковной и светской властью. Сюжеты эти были особенно актуальны в момент составления программы росписей, в начале XVI века, когда только что победившее ортодоксальное крыло русской церкви жестоко расправилось с проповедниками еретических учений.

По-видимому, исходя из той же полемической заостренности общего идейного замысла росписей, в конхе центральной апсиды помещено не традиционное изображение Богоматери с младенцем, а «Великий вход». Этот сюжет раскрывает сложный символический смысл литургии — главной христианской службы, во время которой совершается таинство причастия — символ кровной жертвы Христа.

Здесь представлен эпизод приготовления к кульминационному моменту литургии, когда к престолу, за которым служат авторы и толкователи текста литургии — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, — торжественной процессией направляются дьяконы, несущие светильник, рипиды и жертвенного младенца, и священники с потиром, крестом и покровцами в руках. В нижних регистрах на стенах боковых алтарных помещений находятся фресковые циклы, связанные с посвящением этих приделов. В Петропавловском приделе и жертвеннике — это сцены из апостольских деяний, а в восточной части Дмитровского и бывшего Похвальского приделов — иллюстрации на темы жития Дмитрия Солунского, из которых полностью сохранились только три композиции.

На западной стене этих приделов, отделявшей некогда фиоравантиевские «полати», сохранились фрагменты живописи на темы жития пророка Ильи. В центральной апсиде и на алтарных столпах находятся изображения деятелей византийской и русской церкви.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи