Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Идейное содержание ктиторской фрески Софийского собора

Идейное содержание ктиторской фрески Софийского собораИдейное содержание ктиторской фрески Софийского собора представляется весьма необычным. Главным замыслом в подобных композициях было прославление ктитора и санкционирование богом его земной власти. Примерно так трактовалось идейное содержание киевской фрески предыдущими авторами: «И хотя Христос не возлагал на голову Ярослава корону, своей близостью к Ярославу он санкционировал, в глазах зрителя, его власть. Это и было идейным стержнем группового портрета, демонстрировавшего в иносказательной форме преемственность земной власти от небесной»,- писал В. Н. Лазарев.

Близко к такому пониманию идейного содержания фрески и мнение А. Поппэ, который (учитывая изображение на фреске всего семейства князя) распространял санкцию Христа не только на ктитора, а и на весь его род. При этом автор вступал в противоречие с самим собой, утверждая ранее, что Владимир Святославич не мог быть изображен на фреске. Но ведь Ярослав, по свидетельству древнерусских источников, считался «продолжателем славных дел Владимира», последний был отцом князя и родоначальником христианской династии князей Киевской Руси, не говоря уже о причастности Владимира к введению христианства как государственной религии.

Поэтому его изображение в соборе на фреске перед Ярославом было вполне логично.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи