Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Иконы конца XV — начала XVI века

Иконы конца XV - начала XVI векаВ результате собирательской деятельности Ивана IV был коренным образом переформирован местный ряд центрального иконостаса. Вновь привезенные иконы вытеснили написанные специально для него иконы круга Дионисия, из которых была оставлена только храмовая икона «Успение». Иконы конца XV — начала XVI века встали в киотах у северной стены и у столпов. Однако иконы из собора 1326 года по-прежнему занимали центральные места в иконостасе.

Справа от царских врат стояли: «Богоматерь Владимирская» (конец XI — начало XII в.), «Успение» (конец XV в.), а слева — «Троица» (XIV в.) и «Спас на престоле» (с припадающим митрополитом Киприаном) (XII в.; живопись 1700 г.). Таким образом, местный ряд иконостаса Успенского собора в середине XVI века представлял собой как бы собрание общерусских святынь, объединенных в главном храме Российского государства. Помимо произведений изобразительного искусства в Успенском соборе находились некоторые литературные произведения, которые были созданы в это время и отвечали идейной программе политики Ивана IV и митрополита Макария.

В 1554 году в кружке митрополита Макария, в котором также велась работа над грандиозным Лицевым Летописным сводом, был завершен полный двенадцатитомный список «Великих Миней Четиих». С тех пор он хранился в библиотеке Успенского собора. Это литературное произведение представляет собой грандиозное собрание житий святых, поучений, «слов», изречений выдающихся деятелей церкви, апокрифических сказаний, то есть своеобразную богословскую энциклопедию, из которой священники черпали материал для проповедей и церковных служб, а художники — сюжеты для икон, в частности житийных.

В период правления Ивана Грозного после создания опричнины значительных живописных работ появляется все меньше, пафос утверждения и прославления первых успехов единовластия гаснет, сменяется стремлением к торжественности и внешней декоративности. Поэтому с последней четверти XVI века на первый план выходит прикладное искусство, которое дало замечательные образцы шитья и ювелирного мастерства. В Успенском соборе сохранились лишь немногие памятники этого времени, так как в последующие за ним годы смуты в начале XVII столетия, а затем в 1812 году многие из них были расхищены или уничтожены.

До наших дней, в частности, дошла рака, сделанная в 1585 году по указу царя Федора Иоанновича для «мощей» митрополита Ионы. Она стоит в северо-западном углу собора и представляет собой прямоугольный ящик, с двух лицевых сторон окованный серебром.

На выпуклых овальных медальонах помещается чеканный текст молитвы, а над ним в виде фриза вкладная надпись. Медальоны разделены пилястрами, украшенными растительным орнаментом, а образованные ими углы заполнены литыми узорными накладками в виде спиралей.

Прежде крышкой раки служило золоченое чеканное изображение святого, украшенное драгоценными камнями и жемчугом. Игра светотени, создаваемая сочетанием выпуклых и гладких поверхностей, подчеркивает композиционную логику архитектурных членений этого замечательного сооружения.

Время правления Федора Иоанновича и Бориса Годунова не внесло заметных изменений в убранство Успенского собора. Основные этапы в оформлении главного русского храма закономерно связаны с эпохами, отмеченными пафосом поступательного движения объединительной и централизаторской политики московских великих князей и царей. А период с конца XVI века до первой четверти XVII столетия был отмечен сложной и напряженной политической борьбой партий и группировок, разорительной польско-литовской интервенцией, правлением боярского царя Василия Шуйского, «смутным временем».

Даже первые годы царствования Михаила Федоровича не изменили облика соборного интерьера. Самодержавная власть новой династии должна была еще укрепить свои позиции, преодолеть последствия разрухи и запустения времени междуцарствия.

Только со второй четверти XVII века начинается четвертый значительный этап в оформлении Успенского собора. В 1624 году здесь появляется новое сооружение. По указу царя «староста котельного цеха» Дмитрий Сверчков отлил из меди шатер, предназначенный для хранения церковных реликвий, который занял место рядом с гробницами митрополитов Фотия и Киприана в юго-западном углу храма.

Вот как говорит об этом шатре соборная Опись, составленная вскоре после его устройства: «… киот медян, столбы и травы резные на верху киота теремки и закомары медяные ж, золочены золотом сусалным; над киотом кровля в шахматы, листы медяны золочены, а другие листы белого железа посеребряны… ». Стенки его представляют собой литые с расчеканкой решетки в виде переплетающихся побегов и цветов, которые образуют ромбические ячейки.

В углах шатра поставлены фигурные столбики, а створы дверец соединены богато декорированными петлями-жиковинами. Конструктивная ясность и вместе с тем неисчерпаемость орнаментальных мотивов литья говорят о большом таланте мастера. Кружевную легкость решетки прежде подчеркивала подложенная под нее цветная слюда, которая придавала всему сооружению, особенно когда внутри загорались свечи, дополнительный декоративный эффект.

В интерьере шатра на четырех скатах его кровли находятся иконы, изображающие «Страсти господни». Насыщенная орнаментальными мотивами, исполненная в миниатюрной манере, яркая и праздничная живопись этих икон прекрасно гармонирует с его архитектурой и ажурной решеткой. В 1625 году в шатре, на престоле, в золотом ларце была помещена «священная» реликвия — кусочек от якобы подлинной ризы (одежды) Христа, присланной в дар царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Это историческое событие нашло отражение в иконе «Положение ризы Христовой в Успенском соборе», написанной около 1627 года и находившейся на западной стене рядом с шатром.

Кроме шатра Дмитрий Сверчков изготовил и установил в 1627 году бронзовую сень над престолом в алтаре. Многочисленные вклады в Успенский собор Михаила Федоровича и его отца Филарета ограничивались, в основном, судя по Описям собора, предметами декоративно-прикладного искусства: крестами, лампадами, окладами и украшениями для икон, церковными сосудами.

Один из них — прекрасно выполненная в 1625 году серебряная водосвятная чаша с золоченым ложчатым поддоном и вкладной гравированной надписью — сохранился до наших дней.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи