Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Исследователи фресок

Исследователи фресокИсследователей фрески не раз привлекали изображения свечей в руках двух княжичей, следующих за Ярославом. Наличие этих важных атрибутов трудно было объяснить у дочерей князя и отсутствие их у сыновей, поскольку дочери не принимали активного участия в политической жизни Руси. Атрибуция фигур южной стены позволяет достаточно определенно ответить на поставленный вопрос.

На фреске вслед за ктитором на южной стене были изображены: Владимир, родившийся в 1020 г., Изяслав — 1024, Святослав — 1027 г. и Всеволод — 1030 г. Из этих летописных дат следует, что на основании распространенного принципа старшинства, отражавшего право старшего княжича на киевский стол, главными наследниками были: Владимир, княживший в Новгороде, и Изяслав, сидевший временно в Турове. Действительно, на фреске хорошо заметно, что все четыре сына изображены по росту: старший — крайний справа, а младший — крайний слева.

Принцип замещения киевского стола по старшинству мужской линии позволяет не только утверждать, что на южной стене центрального нефа собора изображены мужчины — сыновья князя, а и идентифицировать изображение каждого из них, как это и было сделано выше. Год написания фрески тесно связан с тем, сколько к этому времени у Ярослава было сыновей и дочерей и сколько их, из-за недостатка места, могло быть изображено на композиции.

Если групповой портрет был написан в 1045 г., то на нем должны быть представлены все шесть сыновей князя, так как самому младшему из них, родившемуся в 1036 г. Вячеславу, было около 9 лет. Однако на южной стене центрального нефа, вслед за Ярославом, изображенным на западной стене, есть место только для четырех сыновей, а на северной — для четырех дочерей, учитывая, кроме Елизаветы, Анны и Анастасии, из В. Н. Лазарев, чтобы разместить на своей реконструкции фрески шесть сыновей, помещает старшего сына на западной стене за Ярославом, а старшую дочь — на той же стене вслед за супругой князя Ириной, вступая, таким образом, в противоречие с зарисовкой фрески в 1651 г., где изображены четыре сына и четыре дочери. Возникает вопрос: куда девался один из наследников князя — шестой сын Вячеслав и откуда появилась у Ярослава пятая дочь, совершенно неизвестная по письменным источникам?

Отсутствие шестого сына на фреске В. Н. Лазарев объясняет стремлением художников к симметричности обеих половин композиций. Но при той важной роли, которая отводилась сыновьям князя как наследникам киевского стола, что подтверждается регулярными сообщениями дат их рождения в летописи, скорее можно было бы ожидать отсутствия на фреске младшей дочери, а не сына, которому к 1045 г. должно было быть около 9 лет. А. Поппэ, хотя и правильно разместил фигуры сыновей на южной стене, а дочерей (за исключением одной) на северной, старших сына и дочь поместил на своей реконструкции на западной стене. Сделал он это из-за недостатка места на южной и северной стенах, хотя тем самым он вступил в противоречие с рисунком А. ван Вестерфельда, где дочери и сыновья изображены только на южной и северной стенах, а не на западной.

А. Поппэ не согласен с В. Н. Лазаревым и относительно изображения на его реконструкции пятерых, а не четырех дочерей. Таким образом, оба автора, относя выполнение фрески к 1045 г., не смогли без натяжек и противоречий с источниками удовлетворительно разместить шесть сыновей князя на своих реконструкциях фрески. Это обстоятельство ставит под сомнение время выполнения композиции в 1045 г. Вероятно, фреска была выполнена несколько раньше, когда у Ярослава было меньшее число сыновей или из-за малолетства некоторых из них нельзя было еще поместить на столь репрезентативной композиции.

Более вероятным представляется написание фрески в 1037 г. Напомним, что к этому времени сыновьям князя было: Владимиру 17 лет, Изяславу 13, Святославу 10, Всеволоду 7, Игорю 3, Вячеславу 1 год. Правдоподобно и наличие у князя четырех дочерей: Елизаветы, Анны, Анастасии, и возможно, родившейся в 1032 г. младшей дочери. При написании фрески на ней были изображены: на южной стене четыре сына, как на рисунке 1651 г., на северной стене — три дочери и один из младших сыновей — Игорь, которому было около 3-х лет. Вячеславу было меньше года, и поэтому он вообще мог быть не изображен на фреске.

Можно предположить и другой вариант расположения фигур на северной стене: с изображением четырех дочерей князя, так как младшей из них, родившейся в 1032 г., к 1037 г. должно было быть около 5 лет, а Игорю в то же время было всего 3 года и он, как и Вячеслав, из-за малолетства мог не быть изображен на фреске. Возможно поэтому на рисунке А. ван Вестерфельда у крайней правой детской фигурки за дочерьми на голове не коническая княжеская шапка, как у всех прочих наследников, а плоская шапочка. Все же следует отдать предпочтение изображению здесь сына князя как наследника, а не его дочери.

Несмотря на малолетство, Игорь должен был быть изображен в княжеской конической шапке, как об этом можно судить по выходной миниатюре Изборника Святослава 1073 г., где младший сын, как и все прочие, изображен в такой же шапке. Наблюдающиеся различия в росте сыновей князя, изображенных на фреске, не соответствуют выполнению ее в 1045 г., так как возраст княжичей в этом случае был бы, соответственно: 25, 21, 18 и 15 лет, разница в росте не была бы столь заметной. Отличались бы, пожалуй, только две крайние фигуры, да и то вряд ли. Большие колебания в росте сыновей I и дочерей князя, получившие отражение на фреске, гораздо больше соответствуют времени выполнения ктиторской композиции в 1037 г., что подтверждается не только отсутствием на ней шестого сына, а и летописной традицией, указывающей именно на этот год как год окончательного завершения строительства Софийского собора в Киеве.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи