Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

История поновлений и реставраций. Успенский собор-музей древнерусского искусства

История поновлений и реставраций. Успенский собор-музей древнерусского искусстваВеликая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала начало нового этапа в многовековой истории Успенского собора, сделав его, как и другие памятники отечественной истории и культуры, подлинным достоянием народа. С первых своих шагов молодое Советское государство проявляло глубокую заботу о национальном культурном наследии. Недаром в числе первых мероприятий революционного правительства были подписанные В. И. Лениным постановления и декреты о национализации музеев, библиотек, архивов, о регистрации, учете и охране памятников искусства и старины. Уже 4 (17) ноября 1917 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский обратился с воззванием «К рабочим, крестьянам, солдатам, матросам и всем гражданам России», которое было опубликовано в «Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов».

В нем говорилось: «Кроме богатств естественных, трудовой народ унаследовал еще огромные богатства культурные: здания дивной красоты, музеи, полные предметов редких и прекрасных, поучительных и возвышающих душу, библиотеки, хранящие огромные ценности духа и т. д. Все это теперь воистину принадлежит народу. Все это поможет бедняку и его детям быстро перерасти образованностью прежние господствующие классы, поможет ему сделаться новым человеком, обладателем старой культуры, творцом еще невиданной. Товарищи!

Надо зорко, бдительно беречь это достояние народа». 15 ноября 1917 года в Московский Кремль вошли революционные части, а 5 января 1918 года народный комиссар просвещения подписал распоряжение: «Все находящиеся в пределах московского Кремля сооружения, памятники искусства и старины, независимо от принадлежности их или нахождения в пользовании того или другого ведомства или учреждения, включая сюда церкви, соборы и монастыри, составляют собственность Республики». В этом же документе указывается, что «никакие перестройки или переделки, исправления и реставрации» не могут производиться без контроля и надзора Комиссии по охране памятников искусства и древностей при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов и других компетентных организаций.

Необходимость такого контроля была вызвана тем, что подлинно научная реставрация кремлевских памятников, в том числе и Успенского собора, не могла быть осуществлена без предварительного глубокого и всестороннего исследования. Истекшие пять столетий не могли не оставить следов в архитектуре и живописном убранстве храма. Каждая новая эпоха вносила не только принципиальные изменения, которые имели отношение к идейно-эстетическому осмыслению его образа, — собор не раз горел, ветшал от времени, подвергался ремонтам и переделкам, которые, хотя и не были радикальными, все же зачастую искажали его первоначальный вид. Напомним, что уже в 1551 году при ремонте кровли, пострадавшей во время пожара, главы Успенского собора приобрели луковичную форму и были покрыты золоченой медью.

Тогда же были поставлены новые восьмиконечные кресты. В XVII веке собор подвергался наиболее значительным переделкам.

После пожара 1626 года упомянутые выше мастера Джон Талер и подмастерье Бажен Огурцов починили и укрепили своды, в которых появились трещины, сделали прикладки к подпружным аркам и заложили в их основание новые железные связи, стесав при этом белокаменные капители круглых столпов. Своды ремонтировали и в 1642-1643 годах, когда храм украшался росписью, причем образовавшиеся в них трещины заливали вареной смолой.

Затем их чинили после пожара 1682 года, повредившего также кровлю. Во время этого ремонта в основаниях глав и в углах собора были заложены дополнительные железные связи.

Выгоревший по фасадам белый камень заменили новым, после чего стены оштукатурили. Для лучшего освещения храма окна растесали, нарушив тем самым их органическую связь с архитектурным оформлением фасадов. При этом были уничтожены изображения святых на внутренних откосах оконных проемов.

Вскоре иконописцы Оружейной палаты выполнили их заново. В 70-80-х годах XVII века реконструировались помещения в юго-восточной части алтаря, а в 60-90-х годах неоднократно чистились и поновлялись наружные настенные росписи. Не сохранилось в своем первозданном виде и живописное убранство интерьера Успенского собора.

После пожара 1682 года закопченная стенопись была «чищена и мыта пивом на сводах, стенах и столбах». Сильно пострадали фрески и во время Троицкого пожара 1737 года, однако к их очистке и поновлению приступили только в 1773 году, хотя раньше неоднократно описывалось их бедственное состояние.

При этом они были плотно прописаны масляными красками. Чаще всего стенопись поновлялась перед коронационными торжествами, чтобы придать ей «свежий и благолепный вид». Так, в 1801, 1826 и 1855 годах частично или полностью фрески Успенского собора прописывались масляными красками, в результате чего они оказались скрытыми многослойной «коркой».

Работы велись на низком, ремесленном уровне без соблюдения не только стиля росписей XVII века, но и рисунка. Фоны и нимбы были очищены от древнего золота и покрыты новым. Поновляли стенное письмо и в 1813 году после изгнания завоевателей.

Работы «произведены были спешно и исполнены худо», лики были прописаны маслом, надписи искажены и часто не соответствовали изображениям святых. Одновременно были поновлены и закрыты новыми басменными окладами триста семьдесят пять икон.

Забытые со времени устройства иконостаса 1653 года фрески алтарной преграды впервые увидели свет, когда наполеоновские солдаты сдвинули скрывавшие их иконы местного ряда. Впрочем, они тут же снова были заставлены.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи