Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

История строительства Успенского собора

История строительства Успенского собораИстория строительства Успенского собора подробно отражена в документах, к ней неоднократно обращались исследователи искусства и архитектуры. Ныне существующий Успенский собор возник не на пустом месте. Вероятно, еще в глубокой древности тут находился культовый центр Москвы с кладбищем и деревянной церковью. В последней четверти XIII века здесь был построен первый каменный храм Москвы, а в 1326 году, 4 августа, митрополит Петр и великий князь Иван Калита заложили первый известный нам по летописям Успенский собор, в жертвеннике которого позднее была сооружена гробница Петра.

Этот небольшой одноглавый храм первоначально имел три притвора, а затем был обстроен приделами. 13 августа 1329 года митрополит Феогност основал у северной стены жертвенника придел «во имя святого апостола Петра, поклонения честных его вериг» в память своего предшественника. Культ митрополита Петра, фактически перенесшего кафедру из Владимира в Москву, утвердился вскоре после его смерти.

Уже в 1339 году он был канонизирован и с тех пор почитался как первый московский святитель, «заступник и утверждение земли русской и граду нашему Москве хранитель необоримый». Позднее в Петроверижском приделе была устроена гробница для Феогноста «об едину стену» с гробницей Петра.

С этого момента Успенский собор стал храмом-усыпальницей русских иерархов: митрополитов, а позже и патриархов. В юго-восточной части храма, по-видимому, изначально существовал придел во имя великомученика Дмитрия Солунского, покровителя воинов, чрезвычайно почитавшегося в Древней Руси, особенно в княжение Дмитрия Донского, чьим патроном был этот святой.

С XIV века субботу накануне дня его памяти отмечали как день поминовения павших защитников родины. Последний, третий придел возник много позже. В 1459 году он был построен митрополитом Ионой с южной стороны, симметрично Петроверижскому, в честь победы юного князя Ивана Васильевича над татарским ханом Седиахметом.

В таком виде Успенский собор простоял до 70-х годов XV века. Однако за полтора столетия он сильно обветшал, чему в немалой степени способствовали пожары, не раз испепелявшие Москву. Кроме того, старое здание не могло отвечать задачам, которые ставились перед кафедральным храмом Москвы, теперь уже не отдельного княжеского центра, а столицы объединенного Русского государства, вступавшего на путь широких международных контактов.

В связи с этим 30 апреля 1472 года состоялась торжественная закладка нового Успенского собора митрополитом Филиппом и великим князем Иваном III в присутствии великокняжеской семьи, клира и «всего народного множества града Москвы». Созданию нового главного храма Руси придавалось огромное значение. Недаром за образец для него был принят Успенский собор во Владимире — не только самое торжественное здание домонгольской русской архитектуры, но и символ былого могущества великокняжеской власти, живой образ преемственной связи новой столицы с «первопрестольным» Владимиром.

Об огромном государственном значении, которое придавалось этому сооружению, говорит то пристальное внимание, которое уделялось каждому этапу строительства в ведущих летописных сводах. Об особом отношении к нововозводимому собору, в частности, свидетельствует то, что в разгар работ в его алтаре, где была поставлена временная деревянная церковка, митрополит Филипп сочетал браком великого князя Ивана III с принцессой Софией Палеолог, племянницей последнего византийского императора.

Этот союз должен был еще больше укрепить авторитет московского великого князя на Руси и за ее пределами. Возведение нового храма поручили московским мастерам «каменосечцам» Ивану Кривцову и Мышкину, которых в тот же месяц послали «в град Володимерь видети тоя церкви и меру сняти с нея». Новый собор был заложен еще до окончательной разборки прежнего «шире и доле полуторою саженью» своего образца и строился по древним традициям: «преже древом подошву набиша, та же на то каменем рвы оны наполниша». Стены возводились из блоков белого камня с заполнением промежуточного пространства между ними щебнем и известью.

С западной стороны, как это было принято в домонгольских храмах, строились хоры для великокняжеской семьи, на которые вела внутристенная лестница в северо-западном углу. Однако Кривцову и Мышкину не было суждено довести работу до конца. 20 мая 1474 года почти завершенное здание неожиданно обрушилось.

Приглашенные специалисты строительного дела — псковские мастера — объясняли эту неудачу несколькими причинами. Прежде всего, были названы ошибки конструктивные: лестница, проходившая в северной стене, ослабила ее. Среди технических недостатков в первую очередь указывались следующие: смешанный с песком известковый раствор, которым скреплялись белокаменные блоки, был жидок, «не клеевит», а сами блоки клались без перевязи — непрочно. Кроме того, в Москве тогда было землетрясение, во время которого «храми вси потрясошася, яко и земли поколебатися».

Традиции каменного зодчества в центральных областях северо-восточной Руси на долгие годы были прерваны татаро-монгольским владычеством. В это время небольшие каменные церкви возводились в Новгороде, Пскове и изредка в Москве и Твери. В более широких масштабах строительство каменных храмов в Москве и соседних княжествах возобновилось только с конца XIV столетия.

Недостаток опыта у местных зодчих вынудил Ивана III искать искусных мастеров во Пскове, «поне же бо… навыкши тамо тому делу каменосечной хитрости», и в Италии, славившейся своими архитекторами. Псковичи от предложенной работы отказались, сославшись на другие заказы.

26 марта 1475 года русский посол Семен Толбузин привез с собой из Венеции «мастера муроля, кои ставит церкви и полаты, Аристотеля именем, тако же и пушечник той нарочит лити их и бити ими, и колоколы и иное все лити хитр велми». С этого момента и начинается история нынешнего Успенского собора.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи