Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Изображение княжеской семьи на фреске в Софийском соборе

Изображение княжеской семьи на фреске в Софийском собореИзображение княжеской семьи на фреске в Софийском соборе по своей торжественности, рассчитанной на массового зрителя, и репрезентативности не может идти ни в какое сравнение с миниатюрой княжеской семьи в Изборнике Святослава 1073 г.. На миниатюре мы не видим ни царских регалий, ни торжественности. Это действительно семейный портрет, на котором даже расположение персонажей, имеем в виду старших сыновей князя, не вполне удачно. Княжеской регалией здесь является шапка с меховой опушкой, княгиня же вовсе лишена каких-либо знаков княжеского достоинства.

Головные уборы сыновей князя на рисунке А. ван Вестерфельда, как и акварели Ф. Г. Солнцева, близки головным уборам на миниатюре Изборника Святослава 1073 г. На головах княжичей на рисунке 1651 г. шапки с меховой опушкой и конической формы тульей, обшитой накрест жемчужными нитями. Форма тульи шапок более острая, а не закругленная, как на миниатюре Изборника Святослава или шапке на голове Ярослава Всеволодовича на фреске из Спаснередицкой церкви. Ясно, что во всех этих случаях шапка с высокой тульей и меховой опушкой выступает в качестве княжеской регалии, получившей особое распространение на Руси в XI-XIII вв. Однако в особо торжественных случаях, как это видно на рисунке 1651 г., княжеской регалией в первой половине XI в. являлась корона.

Видимо, какими-то отзвуками этой ранней традиции был обычай укреплять на тулье княжеских шапок диадемы в виде киотцев с изображениями «Деисуса». Значительно меньше нам известно о женских головных уборах, особенно торжественных.

На миниатюре Изборника Святослава на голове княгини белый плат — мафорий, один конец которого свешивается на грудь.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи