Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Изображение телохранителя

Изображение телохранителяИзображение телохранителя, второго справа от императора, впервые было зафиксировано в 1844 г. Ф. Г. Солнцевым. Важную роль для восстановления утраченной части фрески сыграли и фотографии И. В. Моргилевского, сделанные в 20-х годах XX в., на которых еще хорошо виден воин с копьем. Что же касается ног фигур, то они восстановлены по аналогиям с живописью в соборе.

Назовем и весьма близкие изображения воинов-телохранителей на известной мозаике из церкви св. Виталия в Равенне, изображающей выход Юстиниана и Феодоры. Хуже всего сохранность фрески под окном, где первоначально были изображены какие-то архитектурные сооружения. Серьезные возражения вызывает положение рук княгини Ольги и сопровождающих ее дам. Мы уже упоминали, что согласно византийскому придворному этикету в присутствии императора полагалось опускать рукава и скрещивать руки на груди.

Именно так изображена Ольга со своими спутниками на миниатюре Иоанна Скилицы и в ложе ипподрома на фреске в юго-западной башне. О причинах появления на фреске рук княгини, повернутых ладонями к зрителю, уже говорилось: реставраторами XIX в. она была принята за святую низшего ранга. Характер орнаментации одежд персонажей, особенно их нижних утраченных частей, выполнен на реконструкции по аналогиям одежд на императрицах и святых женах в соборе, с использованием рисунка Ф. Г. Солнцева и фотографий И. В. Моргилевского.

Лица главных персонажей фрески, несомненно, первоначально имели портретное сходство. В первую очередь сказанное относится к изображению Ольги и Константина Багрянородного, как об этом можно судить по их изображениям на фреске в юго-западной башне. К сожалению из-за больших утрат красочного слоя восстановить портретное сходство на реконструкции не удалось.

На фотографиях И. В. Моргилевского над городской стеной прослеживались слабые контуры какого-то сооружения, не зафиксированного Ф. Г. Солнцевым. Проверка в натуре показала, что это портик с двухскатной крышей и тентом, натянутым с двух сторон.

Новые подробности архитектурного оформления были обнаружены на здании с огромным куполом — Софии Константинопольской. Между проемами окон открыты изображения процветших крестов, подтверждающих культовое назначение здания.

Перечисленные детали фрески не были отражены в предыдущих изданиях, описаниях и графических рисунках.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи