Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Изображение в башнях Софийского собора в Киеве цикла фресок

Изображение в башнях Софийского собора в Киеве цикла фресокИзображение в башнях Софийского собора в Киеве цикла фресок, повествующих о пребывании посольства Ольги в Константинополе, представляет интерес для вопроса о месте ее крещения и времени поездки киевской княгини в столицу империи, который в последнее время привлек внимание советских и зарубежных историков. Поскольку атрибутированные фрески в какой-то мере расширяют круг привлекаемых источников, необходимо хотя бы кратко коснуться этой темы. Константин Багрянородный, описывая приемы посольства Ольги в императорском дворце, упоминает свою невестку, вторую жену сына Романа II — Феофано, появившуюся при византийском дворе, как полагают, не ранее 956 г. Поэтому, благодаря упоминавшимся выше хронологическим расчетам, 957 г. считается в историографии вопроса наиболее вероятной датой пребывания посольства Ольги в Константинополе. Поздневизантийские хронисты Иоанн Скилица, Кедрин и Зонара, как мы видели, сообщая о пребывании и крещении Ольги в Константинополе, не указывают времени события.

В Хронике Продолжателя аббата Регинона Прюмского говорится, что Ольга была крещена в Константинополе под именем Елены во время царствования императора Романа II, то есть после смерти Константина Багрянородного. Здесь прослеживается явное противоречие с известием Константина Багрянородного, лично принимавшего Ольгу.

Ольга не могла быть крещена при Романе II еще и потому, что его супругой была Феофано, следовательно, христианское имя Ольги было бы не Елена. Это можно объяснить тем, что в Византии существовала традиция, согласно которой неофит при крещении принимал имя правящего императора или императрицы, как и в нашем случае, поскольку супругу Константина Багрянородного звали Елена.

Основным древнерусским источником о поездке посольства Ольги в Константинополь является Повесть временных лет. Об этом же говорится в «Памяти и похвале Владимиру» Иоакова Мниха и Новгородской первой летописи младшего изводаб. В летописи рассказ о поездке Ольги и ее крещении в Константинополе отнесен к 1463 г. (954/955). Исследователи неоднократно подчеркивали взаимосвязь между датой 1463 г., указанной в летописи, и смертью Ольги в 1477 г., поскольку летописная дата могла быть вычислена вычитанием цифры из года кончины княгини, взятой из «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова Мниха.

Правда, округленная цифра 15 лет, продолжительности ее жизни в христианстве, в свою очередь, могла быть получена вычитанием из года смерти Ольги летописной даты ее поездки и крещения в Константинополе. Таким образом, летописная дата события связана и подтверждается сведениями Иакова Мниха. Все же она значительно отличается от 1957 г., вытекающего из анализа текста Константина Багрянородного.

Поэтому некоторые исследователи призывают относиться с осторожностью к древнерусским источникам, что вряд ли можно признать правильным.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи