Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Изображения Владимира

Изображения ВладимираИзображение Владимира, учитывая ту роль, которая ему отводится в древнерусской историографии, несомненно, должно было быть где-то написано в соборе еще в XI в., тем более, что, как считал Д. В. Айналов, он был причастен к идее строительства Софийского митрополичьего собора. Мнение Я. И. Смирнова о переделке фигуры Христа во Владимира, основанием для чего послужили новые формы корон на головах Владимира, Ярослава, Ирины, скипетр и царская шуба на рисунке 1651 г., явились благодатной почвой для труднообъяснимых противоречий фрески с рисунком Вестерфельда и акварелью Ф. Г. Солнцева. Так, перестановка мужских и женских фигур, шапки на головах княжичей, по мнению В. Н. Лазарева, явились результатом освежения фрески реставраторами П. Могилы: «Здесь (то есть в реставрации XVII в.- С. В.) следует искать причину ошибки Вестерфельда и его копииста в размещении женских и мужских фигур, а также неточности в акварельной зарисовке Ф. Г. Солнцева, сделанной в 1843 г.». Поразительное заблуждение!

Далее В. Н. Лазарев рассматривает одежды фигур на фреске и на рисунке Вестерфельда, подробно останавливается на одеждах Ярослава и Ирины. На Ярославе — кафтан с поясом, а поверх — мантия, украшенная изображениями орлов в кругах. Корона на голове князя модернизирована, но В. Н. Лазарев допускает, что это могла быть етемма, а не стефанос — княжеская корона.

Вид облачений считает царскими, но скромными и простыми: «корона без подвесок, мантия без тавлия и лора, осыпанного жемчугом. Одеяние Ирины, кроме короны, полагает внушающим доверие.

Корона модернизирована, первоначально это, видимо, был теремчатый венец, на плат». Далее особо подчеркнул значение реконструкции фрески, поскольку она неоднократно использовалась для утверждений о якобы вассальной зависимости Киевской Руси от Византии (А. Л. Васильев, Б. Брейе, А. И. Грабар).

В. Н, Лазарев первоначальный вид ктиторской фрески представлял себе следующим образом: в центре западной стены находилось изображение сидящего на троне Христа. По правую руку от него — фигура Ирины, за ней — старшей дочери со свечой в руке.

На южной стене, куда переходила композиция,- четыре дочери, две из них со свечами. По левую руку от центральной фигуры Вседержителя — Ярослав с моделью храма в руках, за ним старший сын и четыре других сына, стоящие по старшинству.

На голове Ярослава — стемма, Ирины — теремчатый венец, головы сыновей не покрыты, дочери в платках. Трудно согласиться с подобной реконструкцией фрески. Назовем лишь наиболее существенный недостаток, противоречащий главным принципам средневековой монархической иконографии, несомненно, известной на Руси в XI в.: мужская половина во главе с князем-ктитором изображалась, как мы помним, по правую руку от Христа, а не по левую, как у В. Н. Лазарева, а женская половина семьи князя во главе с Ириной — по левую.

Итак, трудами реставраторов, археологов и искусствоведов к середине 50-х годов изучение ктиторской фрески Ярослава Мудрого в Софийском соборе значительно продвинулось вперед. Установлено, что средняя часть композиции находилась на западной стене; открыты фрагменты еще двух фигур на южной и северной пилястрах в центральном нефе; сделаны попытки полностью реконструировать фреску; опровергнуто мнение о том, что в центре фрески якобы был изображен византийский император.

Однако несмотря на эти успехи, произошла путаница с фигурами южной стены из-за некритического отношения к реставрациям XIX в. и 1935 г., открывшим изображения, близкие к великомученицам, которые были приняты за подлинник фрески (головы фигур, покрытые платочками) и названы дочерьми Ярослава Мудрого. Будущим исследователям предстояло разрешить целый ряд вопросов: уточнить атрибуцию фигур южной стены, обосновать расположение мужских и женских фигур относительно Христа в средневековом искусстве, разобраться, когда появилось изображение фигуры Владимира (в XVII в. или в XI в.), реконструировать фреску с учетом всех перечисленных факторов.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи