Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Изучение Софийского собора

Изучение Софийского собораИзучение Софийского собора, в том числе и его архитектуры, скоро исполнится 200 лет. До наших дней внешний вид собора дошел в пышном убранстве украинского барокко XVIII в., скрывшего его первоначальные древние формы. Поэтому первый вопрос, возникший на заре исследования памятника, был о его первоначальном виде. Судить об этом визуально было крайне трудно, так как к древнему ядру собора были сделаны многочисленные пристройки, а стены закрыты поздней штукатуркой. Сохранились описания собора путешественниками XVI-XVII вв. Эрихом Ляссотой, Павлом Алеппским и др., но наиболее важными оказались зарисовки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, посетившего в 1651 г. Киев и сделавшего ряд зарисовок его древних памятников, в том числе архитектуры и живописи Софийского собора.

К его зарисовкам мы еще будем обращаться. Немаловажное значение для изучения архитектурных форм собора имели обмеры здания, проводившиеся начиная с XIX в. К середине этого века относится первая попытка реконструировать внешний вид собора Ф. Г. Солнцевым — научным руководителем реставрации Софийского собора в 1843-1853 гг. Большие работы по изучению Софийского собора в натуре развернулись в 20-х годах нынешнего столетия под руководством И. В. Моргилевского. Ему удалось на основании рисунков А. ван Вестерфельда и зондажей, сделанных в штукатурке стен, а также обмеров постройки установить места позднейших пристроек и сохранившиеся древние части здания.

В результате появилась реконструкция первоначального вида собора, выполненная в виде графической аксонометрии и макета. Примерно в это же время сделаны графические реконструкции здания А. Новицким, А. Некрасовым, Н. Бруновым, К. Конантом. Несмотря на большой объем и ценность работ, проведенных И. В. Моргилевским в натуре, архитектурный тип Софийского собора оставался невыясненным.

Исследователь находил в нем базиликальные черты, считая, что северная и южная половины хор не смыкались в западной части здания. Н. И. Брунов, исходя из чисто теоретических предпосылок, полагал, что Софийский собор построен по типу византийских крестовокупольных храмов. Вопрос разрешился только в 1939 г. благодаря археологическим раскопкам М. К. Каргера в центральном нефе собора, где под чугунным полом XIX в. им обнаружены основания двух восьмигранных столбов, поддерживавших в древности трехпролетную двухъярусную аркаду, такую же, как с южной и северной сторон.

Эта несохранившаяся западная аркада была разобрана в конце XVII в. Выяснилось, что внутреннее пространство собора имело форму равноконечного креста, замкнутого с востока алтарной апсидой, а с севера, юга и запада — двухъярусными аркадами. Над средней частью пространственного креста возвышался центральный купол.

Таким образом, Софийский собор в первоначальном виде представлял собой большой пятинефньга, тринадцатиглавый собор, построенный по типу крестовокупольных храмов. С севера, юга и запада главное ядро здания окружали два ряда открытых галерей. К северо-западному и юго-западному углам здания примыкали лестничные башни, служившие для подъема на вторые этажи — хоры.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи