Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Известные фрагменты рассматриваемые в Софийском соборе

Известные фрагменты рассматриваемые в Софийском собореНа северной стене центрального нефа, как уже говорилось, сохранились еще две фигурки младших детей князя, входивших в рассматриваемую композицию. Они представлены фронтально, что указывает на позднейшие переделки, так как позы фигур не соответствуют шествующим в западном направлении. Судя по росту, это несомненно, изображения самых младших детей.

Так, крайняя правая детская фигурка едва достигает локтя сыновей Ярослава на южной стене, что явно свидетельствует о стремлении художников — фрескистов особо подчеркнуть возраст изображаемых особ. Как мы убедимся далее, это играло важную роль в очередности и правах княжичей — наследников на киевское княжение. Обе фигуры на северной стене, как и на южной, представлены с полусогнутыми в локтях руками, направленными в сторону движения.

Изображение левой фигуры полностью не сохранилось — уцелела только левая часть. Лицо, видимо, близко к оригиналу фрески; оно в какой-то мере индивидуально, но рисунок носа был иным. Лицо обрамлено густыми каштановыми волосами, первоначально, вероятно, ниспадавшими на плечи и имеющими явные следы поздней переделки под «скобку».

Княжеская шапка отсутствует, что указывает на изображение здесь дочери. Одежда фигуры представляет собой богатое платье красно-коричневого цвета, поле которого орнаментировано белыми концентрическими кругами с точками между ними. У шеи полукруглое оплечье, от которого вниз идет кайма, в виде широкой каймы.

У талии платье перехвачено поясом, что подтверждается сохранившейся. Левая нога повернута вправо, что свидетельствует о позднейшей переделке поворота ног ступнями врозь.

Крайняя правая фигура, хотя и сохранилась полностью, имеет большие утраты красочного слоя и следы многих переделок. Одежда аналогична предыдущей фигуре — длинное за крытое платье с и каймой, идущей от него вниз, и с широкой каймой. Плаща нет. На голове подобие высокой шапки, упоминаемой предыдущими авторами.

Спустя примерно два столетия интересующую нас часть фрески, как упоминалось, зарисовал Ф. Г. Солнцев. На его акварели первая и третья фигуры слева изображены в, вторая — в закрытом платье с оплечьем и вертикальной каймой, а четвертая — в плаще без рукавов, наброшенном на плечи.

Руки всех фигур полусогнуты, приподняты и направлены вправо. У первой и второй фигур справа в руках — свечи.

На головах — остатки княжеских конических шапок с меховой опушкой, особенно хорошо заметные на первой и третьей фигурах слева. Ноги повернуты вправо, на запад. Фигуры изображены с поворотом, близким к 3/4. Орнаментация одежды схематична: на первой и второй фигурах справа — в виде концентрических окружностей, четвертой — звезд, крестов, розеток: Ф. Г. Солнцеву, члену Российской Академии художеств, мы не можем не доверять как рисовальщику.

Высокого мнения о нем был Н. П. Кондаков, писавший: «Копия Солнцева лишена стильности, но верна реальному изображению» Я. И. Смирнов, говоря о зарисовках Ф. Г. Солнцева в Софийском соборе, называл его «знаменитым археологическим рисовальщиком недавнего прошлого». В то же время, когда о зарисовках Ф. Г. Солнцева существовали столь авторитетные отзывы, рисунок Вестерфельда, как мы видели, подвергался критике. Поэтому нам представляется необходимым сравнить в деталях фреску на южной стене центрального нефа собора с соответствующими ей частями рисунка 1651 г. и акварелью Ф. Г. Солнцева, выявить общие черты и расхождения.

Если расположить в хронологическом порядке упомянутые изобразительные материалы в виде таблицы, то их зависимость от фрески становится очевидной. Крайняя правая фигура изображена в плаще без рукавов, наброшенном на плечи.

Как и у прочих, руки приподняты, полусогнуты в локтях и направлены вправо. В левой руке — свеча.

На голове этой фигуры на рисунке 1651 г.- княжеская коническая шапка с меховой опушкой, на рисунке Ф. Г. Солнцева — просматриваются остатки такой же шапки, а на фреске — подобие белого платка, на котором прослеживаются коричневые контуры первоначального рисунка головного убора. На фреске и на рисунке Вестерфельда ноги обращены носками вправо. На акварели Ф. Г. Солнцева ноги показаны несохранившимися.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи