Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Константинопольский ипподром

Константинопольский ипподромКонстантинопольский ипподром являлся одной из главных достопримечательностей города. До наших дней на месте ипподрома в Стамбуле сохранились произведения искусства — остатки былой роскоши и величия. И сейчас на нем высится египетский обелиск фараона Тутмоса III (1504-1490 гг. до н. э.), привезенный и установленный при императоре Феодосии I в 390 г. Другой обелиск сооружен Константином VII Багрянородным в 940 г. Он был оббит бронзовыми рельефами, изображавшими сцены из жизни крестьян, рыбаков, а также мифологические сюжеты. Известна четверка бронзовых коней, венчающая в настоящее время западный фронтон собора Сан Марко в Венеции, которая в 1204 г. как военная добыча была привезена венецианцами из Константинополя, где она первоначально стояла на ипподроме, а также еще ряд памятников искусства, относящихся к константинопольскому ипподрому.

Константинопольский ипподром, бывший в свое время средоточием общественной жизни города, достаточно хорошо отражен в произведениях византийского искусства. Так, он много раз изображен, в связи с теми или иными событиями, в миниатюрах рукописи Иоанна Скилицы. На юго-восточной стороне цоколя упомянутого выше египетского обелиска сохранился рельеф, изображающий императорскую ложу в дворце ипподрома.

В ложе — Феодосии I в окружении своего двора, зрителей, танцоров и музыкантов — сцена, весьма напоминающая императорскую ложу в том же дворце на фреске «Ипподром». Известен мраморный рельеф, изображающий триумф одного из возничих победителей константинопольского ипподрома, относящийся к началу VI в. Вблизи изображения дворца ипподрома, на торце свода, помещена символическая композиция, состоящая из розетки в центре и двух опирающихся на нее передними лапами крылатых грифонов с туловищами львов и птичьими головами. Символитические изображения на сводах башен грифонов с львиными и птичьими головами и розеток с перекрещивающимися в центре лучами, видимо, несли охранительные функции апотропиев, как и рельефы, вделанные в фасады некоторых киевских церквей.

Следует отметить и подчеркнуть симметричную композицию фрески, напоминающую изображение двух львов по обе стороны пальмы в мозаиках «комнаты Рожера II» в Палермо. На центральном столбе лестницы, напротив композиции «Ипподром», находится фреска, обычно называемая «Коляды».

Сохранность ее неудовлетворительна, и большая ее часть и детали, которые еще видели исследователи в XIX в., сейчас во многом утрачены или едва различимы. Д. В. Айналов и Е. К. Редин, вслед за Н. П. Кондаковым, так описывают фреску: «… интересная сцена поздравления свиной головой и окороком, отделенная от сцены охот лишь орнаментом; она, быть может, представляет остаток от изображения поздравлений во дворце во время царского пира, на что указывает занавес, переносящий действие в палаты.

Препозит или магистр (судя по его мониаку), юный и безбородый, надевший по случаю святок тюрбан, стоит, воздевши руки и как бы обращаясь к лицу, которое не сохранилось, по всей вероятности, императору. За этим приставом идет бородатый распорядитель в остроконечном тюрбане, держа левой рукой на плече свиную голову, а в правой опущенной — свиной окорок (полт).

Следующая непосредственно сцена изображает остиария, который дает знак позволения; пристав обращается к императору, за ним один из колядников несет блюдо для сбора обычных на святочном пире денежных раздач, а третьим идет ловчий с копьем».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи