Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Ктиторская композиция Ярослава Мудрого

Ктиторская композиция Ярослава МудрогоОтождествление фигуры старого князя на рисунке А. ван Вестерфельда с византийским императором привело исследователей на ошибочный путь. Как мы видели по приведенным выше титулам, Ярослав Мудрый никак не мог быть вассалом византийского василевса. Противоречит этому и реальная историческая обстановка, сложившаяся во время княжения Ярослава. После смерти Владимира Святославича Ярослав Мудрый, пребывая на киевском столе, почти все время находился в конфликте с Византией.

Кульминационным моментом этой вражды стал поход на Царьград в 1043 г. В 1051 г. без санкции константинопольского патриарха собором русских епископов был поставлен митрополитом Руси «русин» Иларион. В «Слове…

» Илариона и «Памяти и похвале Владимиру» Иакова Мниха хорошо прослеживаются отзвуки разногласий с греками и особенно подчеркивается самостоятельное принятие Русью христианства исключительно благодаря трудам Владимира. Могли ли в таких условиях греческие мастера, работавшие, несомненно, под контролем заказчика, по своему желанию, как думал Я. И. Смирнов, написать Ярослава в качестве вассала византийского императора?

Конечно, нет! Подобный сюжет вообще отсутствовал в арсенале византийской монархической иконографии. Непонятно и то, что Н. П. Кондаков, предполагая на фреске в Софийском соборе столь явное подтверждение зависимости Руси от Византии, в то же время писал, что титулы и инсигнии, которые на первых порах получали киевские князья, «имели, по существу, только весьма слабое значение почетных или прямо придворных титулов, искательство это должно было быть весьма рано оставлено…

Если впоследствии почетные византийские титулы и саны наделялись князьям, они не были вовсе замечаемы современниками и отмечаемы летописцами».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи