Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Миниатюры XI в., изображающие венчание на великое княжение князя Ярополка Изяславича

Миниатюры XI в., изображающие венчание на великое княжение князя Ярополка ИзяславичаВ Трирской псалтыри сохранилась миниатюра XI в., изображающая венчание на великое княжение князя Ярополка Изяславича и его супруги Ирины. В центре — Христос на троне, по правую руку — Ярополк, по левую — Ирина, за спинами которых изображены их святые патроны. Над головами князя и княгини Христос держит по стемме. Князь и княгиня одеты в богатые одежды, расшитые жемчугом и золотом, руки их согнуты в локтях и направлены к Христу.

В изображении Ирины есть одна важная особенность, которую необходимо отметить. Ее голова поверх чепца окутана белым мафорием. На плат-мафорий Христос надевает стемму.

В этом видим отступление от одного из принципов византийской монархической иконографии: стемма обычно надевалась императрицами непосредственно на волосы. Только во время свадебного обряда допускалось надевание короны императрицей поверх мафория.

Доказательством могут служить рассмотренные выше «Панно Зои», «Иоанна и Ирины», миниатюра Никифора Вотаниата и его супруги и др. В миниатюре Трирской псалтыри наблюдается западное влияние, но ее выполняли для русских заказчиков; на ней помещены греко-славянские надписи и, что наиболее важно для нас, сохранен иерархический принцип расположения главных и второстепенных персонажей. В более позднее время, в первую очередь в провинциальном искусстве Византии и в некоторых странах, наблюдается постепенное отклонение от традиционных иерархических принципов и схем иконографии.

Особенно это становится заметно в ктиторских репрезентативных композициях в южнославянских странах. Здесь в монументальной живописи XIII в. можно видеть уже значительные вольности и отклонения от византийских канонов, связанные со стремлением местных правителей как можно больше возвысить себя в глазах подданных. Это нашло отражение в изображении королей, князей, деспотов и других представителей феодальной верхушки не только в богатых императорских одеждах и стеммах с подвесками, но и с нимбами вокруг головы.

В некоторых случаях почетное место по правую руку от Христа отводится третьестепенным персонажам. В. Н. Лазарев, хотя и считал, что в византийском искусстве все подчинялось строгим канонам, допускал и отклонения. Он писал: «На византийских мозаиках, эмалях и изделиях из слоновой кости василевс изображался всегда слева (от зрителя.

— С. В.), а василиса — справа. Но не подлежит никакому сомнению, что подобная композиционная схема далеко не всегда применялась на периферии Византийской империи и на почве местных национальных школ». Примерами таких отклонений он считал изображения: короля Владислава на фреске Мелешево (около 1236 г.), короля Стефана Немани на освеженной фреске церкви Богородицы в Студенице (около 1208-1209 гг.), короля Уроша I со своим сыном Драгутином на фреске Сопочан (около 1265 г.), короля Милутина на фреске в церкви Иоакима и Анны в Студенице (около 1314 г.) и др. К ним, совсем уже напрасно, автор отнес и ктиторскую фреску Спас Нередицкой церкви в Новгороде, изображавшую князя Ярослава Всеволодовича (около 1246 г.). Фреска находилась в нише южной стены церкви и состояла из двух фигур — слева (от зрителя) — Христос; справа — князь-ктитор с моделью церкви в руках.

Композиционная схема фрески не совсем обычна, так как в ктиторских композициях или сценах коронования, состоящих всего из двух фигур, Христос всегда изображался справа (от зрителя), а император — слева.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи