Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Мнение Н. П. Кондакова

Мнение Н. П. КондаковаМнение Н. П. Кондакова, высказанное столь безапелляционно, сыграло отрицательную роль по отношению к рисункам А. ван Вестерфельда и привлечению их в качестве исторического источника. Даже спустя много лет, в наши дни, скепсис, высказанный ученым относительно рисунков 1651 г., продолжает действовать, особенно в тех случаях, когда исследователи не могут или по каким-то причинам не хотят объяснить, почему художник изобразил что-то не так, как им казалось или хотелось. И это несмотря на то, что еще Я. И. Смирнов правильно отметил несомненный факт копирования художником фрески с натуры, подтвержденный Д. В. Айналовым относительно живописи крещальни и, особенно, работами И. В. Моргилевского по изучению архитектуры собора на основании рисунков Вестерфельда.

Как мы убедимся далее, благодаря рисункам 1651 г. удалось с большой долей достоверности распутать клубок и реконструировать ктиторскую фреску Ярослава Мудрого, «привязать» ее к стенам собора. Гипотеза Н. П. Кондакова о том, что фигура в царской шубе якобы является изображением византийского императора, была некритически воспринята некоторыми авторами. Даже Я. И. Смирнов, говоря о реконструкции фрески, начал сомневаться: не были ли идущие во главе процессий княжичей и княжен, располагаемых им на южной и северной стенах центрального нефа собора, соответственно византийский император и императрица: «Греческие живописцы,- утверждал он,- могли бы таким образом выразить вассальное отношение киевского князя византийскому василевсу».

Впоследствии эту мысль Н. П. Кондакова развил А. А. Васильев. Он считал, что на фреске в Софийском соборе Ярослав Мудрый преподносил модель храма византийскому императору и, таким образом, являлся не самостоятельным правителем, а вассалом Византии.

Между тем Ярослава Мудрого Повесть временных лет называет, как известно, «самовластцем». На печати, найденной в Киеве, он именуется «архонтом», то есть самостоятельным властителем, и, наконец, в граффити на стене Софийского собора, повествующем о смерти князя, он назван титулом «царь», равнозначным императорскому.

А. Н. Грабар отмечал, что подобной композиции, при которой бы какой-то правитель преподносил храм византийскому императору, нет в иконографии Византии. Он предполагал, что византийский император на фреске в Софийском соборе мог быть изображен в роли посредника между Христом и Ярославом.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи