Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Мнения об иконографии Владимира

Мнения об иконографии ВладимираСуществует мнение, что иконография Владимира сложилась поздно, и что в конце XV — начале XVI в., художники-иконописцы, изображая его, брали за образец патрона князя — Василия Великого. Но в древнерусской литературе старшей поры, в неоднократно цитированном нами «Слове» Илариона есть явные признаки, позволяющие в общих чертах судить о том, как автор этого произведения представлял себе образ Владимира. Он называет князя «равноапостольным» и «великим каганом Руськой земли». Отсюда можно заключить, что в понимании автора Владимира следовало изображать, как апостола или царя.

Близки к нарисованному Иларионом образу равноапостольного князя и его изображения на монетах — серебрениках Владимира. Я. И. Смирнов, выдвинувший гипотезу о якобы переписке Христа во Владимира на фреске в Софийском соборе, как на один из аргументов своего маловероятного предположения, указывал, что поводом к этому мог послужить культ Владимира в Киеве при Петре Могиле. В 1635 г. в развалинах Десятинной церкви в Киеве по инициативе митрополита были произведены раскопки и найдена гробница, приписанная Владимиру I. Петр Могила, который вел упорную борьбу с униатами, хотел воспользоваться этим случаем для подъема престижа христианской православной церкви на Украине.

Он обратился к московскому царю Михаилу Федоровичу, прося у него «раку» — саркофаг для мощей, предполагавшийся установить в специально основанном с этой целью в Софийском соборе Владимирском приделе. Но его просьба по каким-то причинам не была удовлетворена.

Авторы — последователи гипотезы А. И. Смирнова о переделке изображения Христа во Владимира на фреске, зафиксированной якобы в этом виде А. ван Вестерфельдом, принимают его аргументацию о культе князя в XVII в. При этом они почему-то совершенно упускают из виду то обстоятельство, что во время строительства Софийского собора в 30-х годах XI в. в Киеве культ Владимира и княгини Ольги был не меньшим, а возможно, и более сильным, чем в XVII в., что нашло отражение в рассмотренных выше памятниках древнерусской литературы и в первую очередь в «Слове» Илариона и «Памяти и похвале Владимиру» Иакова Мниха. Достаточно вспомнить хвалебные эпитеты, которыми эти авторы наделяют Владимира, сравнивая его с святыми царями древности Давыдом и Езекией, патетические возгласы, как: «Се есть новый Константин великого Рима», и призывы вроде «равные дела требуют равного почитания!», чтобы убедиться в сильнейшем стремлении киевской феодальной верхушки во главе с князем прославить и причислить «равноапостольного» князя к лику святых.

Это ли не культ Владимира, давший некоторым исследователям повод говорить о канонизации Владимира еще при Ярославе? Несмотря на то, что подобное мнение было подвергнуто критике, стремление к этому в период строительства собора несомненно. Представляется, что Владимира уже при Ярославе почитали святым.

Это могла быть как указывалось выше так называемая местная канонизация, подобная той, о которой сообщается в Повести временных лет относительно причисления к лику святых Феодосия. Его имя по приказу князя внесли в синодик и стали поминать в церквях Руси. В отличие от Феодосия, местное почитание Владимира после смерти Ярослава Мудрого не было признано и утверждено византийским патриархом и со временем постепенно угасло вплоть до его канонизации в 1240 г. Следы этого почитания сохранились в названных литературных памятниках да, пожалуй, в изображении князя с нимбом вокруг головы на фреске в соборе, о чем мы знаем по зарисовке 1651 г. Правда, нимб мог быть написан и реставраторами Петра Могилы.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи