Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Монументальные росписи Софийского собора в Киеве

Монументальные росписи Софийского собора в КиевеВ монументальных росписях Софийского собора в Киеве Г. К. Вагнер различает следующие жанры: символико-догматический, к которому относит мозаики центрального портала и главного алтаря; легендарно-исторический (евангельские сцены трансепта); персональный (одноличные изображения на столбах и арках); ктиторско-патрональный (портреты семьи Ярослава Мудрого); придворно-развлекательный (светские фрески башен) и символико-зооморфный (орнаменты). Из перечисленных в первую очередь нас интересуют светские фрески ктиторско-патронального и придворно-развлекательного жанров. Но прежде чем обратиться к ним, проследим, как отразились рассмотренные выше особенности средневекового, в первую очередь византийского, искусства, на подобных композициях более раннего времени.

Трудно сказать, когда в византийском искусстве появились первые изображения ктиторов — основателей храмов. Но уже к VI в. заметна традиция изображать строителя храма, преподносящего модель церкви Христу или святому, которому она посвящалась. Наиболее ранней ктиторской композицией, вероятно, является известная мозаика византийского происхождения из апсиды церкви св. Виталия в Равенне.

В центре ее представлен сидящий на сфере Христос с двумя архангелами по сторонам. По правую руку от Христа изображен патрон церкви св. Виталий, а по левую — ктитор-епископ Экклесий с моделью храма в руках — Мозаика выполнена с учетом принципа симметричности, и иерархических требований.

По обе стороны от Христа изображено по две фигуры. Все они одинакового размера, на почетном месте — св. Виталий, слева — Экклесий.

Символика композиции заключается в том, что Христос сидит на земной сфере, чем подчеркивается вселенский характер христианства. В ктиторских композициях посредником между Христом и основателем церкви часто можно видеть святого, которому посвящен храм, или другое лицо, занимающее видное место в церковной иерархии, например апостол Петр и т. д. В композиции из Ровенны св. Виталий не представляет ктитора Христу.

Это можно объяснить тем, что тогда основателя пришлось бы поместить справа вслед за Виталием. Но в таком случае нарушилась бы симметричность частей мозаики и, чтобы ее уравновесить, необходимо было бы слева ввести еще два каких-то персонажа.

Упомянем еще одну известную мозаичную сцену из той же церкви св. Виталия, изображающую императора Юстиниана и его супругу Феодору с придворными и духовенством. Композиция состоит из двух частей.

На одной — Юстиниан, епископ Максимиан, духовные лица и стража, а на другой — Феодора с дамами 17. Император и императрица представлены каждый со своей группой придворных. Причем часть мозаики с Юстинианом во главе размещена на северной стене апсиды, а с Феодорой — на южной. Тем самым группа с императором оказывается по правую руку от Христа, изображенного на земной сфере в апсиды, а группа с императрицей — по левую.

Таким образом, и здесь видим предпочтение, которое отдавалось месту по правую руку от Христа. Несколько по-другому построена ктиторская мозаика в церкви Сан Лоренцо в Риме.

Количество представленных здесь особ значительно больше — семь. В центре изображен Христос с крестом, сидящий на сфере. По правую руку от него стоят: апостол Петр, архидьякон Лаврентий и основатель храма с моделью.

Слева: Павел, Стефан и неизвестный святой. В отличие от мозаики в церкви св. Виталия основатель храма изображен хотя и последним, но на почетном месте, справа от Христа, которому его представляет патрон храма — Лаврентий.

Размеры всех фигур мозаики — одинаковы. По этому же принципу выполнена ктиторская мозаичная композиция в главной апсиде церкви Сан Проссаде в Риме IX в. В центре ее изображен во весь рост Христос, по правую руку от него апостол, затем патрон церкви в роли посредника и основатель — папа Пасонале I (817- 824 гг.). Эта часть композиции уравновешивается тремя фигурами святых, размещенными симметрично по левую руку от Христа. В мозаике можно отметить немного увеличенное изображение центральной фигуры.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи