Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Наполеоновское нашествие

Наполеоновское нашествиеУспенский собор, как и многие кремлевские здания, сильно пострадал во время наполеоновского нашествия. Именно в это время он лишился многих своих ценностей и художественных памятников. Интервенты безжалостно обдирали серебряные и золотые оклады с иконостаса и тех икон, которые не удалось эвакуировать, ими были похищены и разорены серебряные раки митрополитов (за исключением раки Ионы), Морозовское серебряное паникадило и прочая церковная утварь.

Тогда же исчезла и древняя почитаемая икона «Богоматерь Иерусалимская», которая была заменена копией, написанной в конце XVII века. После изгнания неприятеля из Москвы в Успенском соборе начались восстановительные работы.

Из серебра, отбитого казаками у отступающей наполеоновской армии, по рисункам Гедлунга было отлито серебряное паникадило, украшенное цветами и гирляндами, весом в 328 кг. В 1819 году над гробницей митрополита Петра соорудили металлическую сень (балдахин), опирающуюся на колонны классического ордера, подобную сеням над гробницами Ионы и Филиппа, устроенным в 1803 и 1806 годах. Снятые французами серебряные чехлы на раках были восстановлены.

В 1813 году на иконы центрального иконостаса были вновь сделаны басменные оклады. Образцом для их орнамента послужили сохранившиеся на иконах верхних ярусов фрагменты.

Однако столбики между иконами, коруна над царскими вратами и киот для иконы «Богоматерь Владимирская» были сделаны заново и восстановлены в прежних формах только при реставрационных работах в 1881-1883 годах. Тогда же по старым рисункам басмы был выполнен новый серебряный чеканный оклад для конструкции иконостаса. Окончательный облик интерьера Успенского собора определился после его реставрации в 1910-1914 годах.

Тогда был намощен новый чугунный пол, во время укладки которого обнаружили древний белокаменный и первоначальный кирпичный полы. В то же время отреставрировали шатер Дмитрия Сверчкова и, передвинув его южнее, поместили в нем раку патриарха Гермогена. Одновременно фирмой Хлебникова были выполнены металлические чехлы над кирпичными с белокаменными резными плитами надгробиями митрополитов и патриархов, которые стоят вдоль стен собора, бронзовые пристенные иконостасы, а также вызолочена церковная утварь.

Все это должно было придать «благолепие» интерьеру Успенского собора, до начала XX века продолжавшему оставаться главным культовым зданием России. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу его истории, превратив в музей этот замечательный памятник истории и искусства, сделав его сокровищницу достоянием народа.

Об этом его новом качестве, о последнем, шестом, этапе формирования его интерьера будет рассказано в третьей главе. Однако, прежде чем перейти к современной истории Успенского собора, обратимся вновь к шедеврам его коллекции. Вследствие того особого значения, которое придавалось ему на протяжении веков как главному храму Русского государства, а также исторически сложившихся условий его бытования, в нем были собраны произведения, дающие яркую и последовательную картину развития древнерусского искусства как целостного художественного явления.

Наиболее полно это можно проследить на примере одного из основных его видов — станковой живописи. Как уже отмечалось, древнейшие произведения иконописи, хранившиеся в Успенском соборе, относятся к XII-XIII векам.

Поступили они сюда на разных этапах формирования его интерьера. Собирание их в Успенском соборе воспринималось как символ объединения русских земель под эгидой Москвы — наследницы славы древних городов и княжеств домонгольской Руси.

Здесь эти местные реликвии становились элементами общенациональной культуры. Но вместе с тем нельзя забывать о том, что они оставались и памятниками своего времени, воплотившими высокие этические и эстетические идеалы прежних культурно-исторических эпох.

Одним из древнейших произведений живописи в Успенском соборе является и по сей день хранящаяся в нем икона XII века «Георгий» с более поздним (середина XIV в.) изображением «Богоматери Одигитрии» на другой ее стороне. Оба эти образа чрезвычайно почитались в Новгороде в XII столетии, их древнейшие изображения находились в Юрьевом монастыре, откуда, надо думать, икона и попала в Москву. По мнению В. Н. Лазарева, она могла быть заказана в начале 70-х годов XII века новгородским князем Георгием Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского.

В московском Успенском соборе она стояла в левой части местного ряда иконостаса. Покровитель ратоборцев Георгий изображен в виде мужественного и стойкого юного воина, защитника земли Русской.

Его широкоплечая фигура, облаченная в золотые пластинчатые доспехи и алый с золотым орнаментом плащ, занимает почти все пространство доски. В руках он сжимает копье и меч, словно в подтверждение того, что «красота воину оружие».

Открытое юное лицо Георгия с нежным румянцем, широко раскрытыми глазами как будто озарено светом духовной и телесной красоты. С полным правом можно сказать, что он «аки цвет цветый в юности своей». Недаром, глядя на изображение этого полного могучей силы и доброжелательности воина, вспоминаешь образы былинного эпоса Древней Руси.

Другая икона, происходящая из того же собора Юрьева монастыря в Новгороде и находящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее, «Устюжское Благовещение», датируется обычно 30-90-ми годами XII века. Она представляет редчайший иконографический образец, который наглядно должен был пояснять смысл догмата о «воплощении» — сверхъестественном зачатии Богоматери.

От руки «Ветхого Денми», изображенного в верхней части иконы восседающим на огненных херувимах, исходит луч к младенцу Христу в лоне Марии. Такая наглядность, конкретность образа характерна для новгородского искусства даже на самых ранних этапах его развития. «Устюжское Благовещение» — одна из самых монументальных икон Древней Руси.

Фигуры архангела Гавриила и Марии исполнены удивительной пластической выразительности, подчеркнутой рисунком складок одежд, последовательной разбелкой зеленовато-белого гиматия архангела, пурпурно-красного мафория и темно-синего хитона Богоматери. Лица с крупными чертами, огромными выразительными глазами объемно вылеплены желтыми охрами с оливково-зелеными тенями и легкой подрумянкой.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи