Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Некоторые особенности стиля средневековых росписей

Некоторые особенности стиля средневековых росписейХрамовые росписи в Византии, будь-то мозаики или фрески, имели совершенно определенное назначение и цель. Их главная задача заключалась в том, чтобы с помощью умело подобранных и мастерски выполненных сюжетов церковной живописи воздействовать на зрителя, подавить его морально, показать его ничтожество перед божественной и земной властью. В первую очередь сказанное относилось к другим народам, византийцев же эти росписи должны были наставлять в вере и приобщать к имперским государственным интересам и делам.

Идеологическое воздействие достигалось синтезом искусств: сочетанием монументальных росписей, станковой живописи — икон, прикладного искусства в виде драгоценной утвари, чаш, крестов, паникадил, облачений клира,- а также церковного хорового пения и ораторского искусства. Церковный театрализованный ритуал производил сильнейшее впечатление даже на людей, знакомых с ним с детства.

Что же касается так называемых «варварских народов», то он оказывал на них еще более сильное впечатление. В данном случае византийцы поступили с послами Руси так, как советовал один из идеологов христианства Иоанн Домаскин: «Если к тебе придет один из язычников, говоря покажи мне твою веру…

ты отведешь его в церковь и поставишь перед разными видами святых изображений». Такова была сила воздействия монументальных росписей на людей, большинство из которых, вероятно, были неграмотными. Особое значение храмовые росписи приобретали на вновь приобщенных к христианству территориях.

Другой идеолог христианства Григорий Великий писал по этому поводу: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочитать в книгах». В Византии духовная жизнь общества находилась под строгим контролем государства, пресекавшего все новое в церковном искусстве и богословии.

Борьба с ересями была одной из главных забот императора и патриарха. Деятельность византийских чиновников, духовенства и подданных империи строго регламентировалась различными правилами.

Все это относилось и к художникам, занимавшим нижнюю ступеньку общественной лестницы. Художники должны были строго следовать установленным канонам и традициям. Сами они при этом были совершенно обезличены, их имя не упоминалось, предпочтение всегда отдавалось заказчику; какая-либо творческая новая мысль или идея не допускались, а редкие случаи нарушения дозволенного рассматривались как преступление и строго наказывались.

В таких условиях иконография оставалась консервативной и развивалась очень медленно, так как всякое новшество допускалось только с разрешения церкви и императора. От античности христианство унаследовало два основных типа зданий: базилики — храмы, вытянутые по продольной оси, состоявшие из одного, двух или трех нефов, и центрические постройки, представлявшие в плане многоугольник, квадрат, круг, крест и т. д. Наиболее ранняя уцелевшая до нашего времени базилика Иоанна Предтечи Студийского монастыря (463 г.) в Константинополе, а из центрических построек — храм-мавзолей св. Констанции (около 350 г.) в Риме. При знакомстве с византийскими храмами в первую очередь обращает на себя внимание явное несоответствие их сравнительно скромного внешнего оформления с богатством внутреннего убранства — мозаиками, фресками, мраморными архитектурными деталями, порфировыми колоннами и т. д. Принято считать, что простота интерьера христианской церкви противопоставлялась богатому внешнему декору языческих античных храмов.

Подобно смиренному христианину с его богатым внутренним духовным миром, по мысли византийских идеологов, храм снаружи должен был отличаться простотой и даже суровым видом.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи