Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Новое положение и новые цели русской государственности

Новое положение и новые цели русской государственностиПятьсот лет прошло с тех пор, как вершину Боровицкого холма увенчал величественный пятиглавый Успенский собор. Этому сооружению суждено было сыграть большую роль в отечественной истории и стать крупнейшим явлением не только русской, но и мировой художественной культуры. Постройка Успенского собора открыла новый этап в архитектурном оформлении Московского Кремля, в котором он по праву занял главенствующее положение.

Ныне существующий ансамбль древней цитадели с его наиболее впечатляющим ядром, Соборной площадью, сложился в основном на рубеже XV-XVI столетий, в самый знаменательный период истории Древней Руси — период образования централизованного государства, столицей которого окончательно утвердилась Москва. Это была эпоха, когда усилия предков Ивана III, великих московских князей, направленные на укрепление своей вотчины и собирание не только удельных княжеств, но и всех исконно русских земель вокруг единого центра — Москвы, увенчались успехом. Это было также время мощного экономического, политического и культурного подъема Московской Руси, только что освободившейся от татаро-монгольского ига. Развитие национального самосознания дало основание идеологам нарождающегося централизованного государства рассматривать Москву как естественную и единственную преемницу Рима и Константинополя, павших под натиском врагов-иноверцев, как опору всего восточно-христианского мира.

Новое положение и новые цели русской государственности требовали представительной резиденции. Таким репрезентативным центром в заново, отстроенном Кремле стала Соборная площадь.

Ее формировали кафедральный Успенский собор, великокняжеский дворец с его тронной Грановитой палатой и домовой церковью Благовещения, храм-усыпальница рода московских князей — Архангельский собор, дворец и домовая церковь митрополитов. Соборная площадь стала государственным общественным центром, с которым связывались все важнейшие исторические события.

Здесь проходили торжественные церемонии в честь венчания на престол русских государей и поставления глав русской церкви — митрополитов, а с конца XVI века — патриархов. Это было место триумфальных шествий войск, а также обставляемых с необыкновенной пышностью встреч иноземных послов.

Совершались на площади и праздничные церковные обряды, сопровождавшиеся крестными ходами, а иногда и театрализованными мистериями. Так, например, здесь проводились встречи Нового года (I сентября), крестные ходы с освящением воды в Крещение (6 января), шествия в вербную субботу церковного владыки «на осляти», которого вел в поводу царь, и так далее.

Но не только праздники привлекали на Соборную площадь горожан. Сюда же стекались бушующие народные толпы в дни смут и волнений, как это было, например, в 1547 и 1648 годах.

Все дворцовые и особенно культовые сооружения на Соборной площади уже в эпоху Ивана III, когда только начинал формироваться пышный церковный и придворный церемониал, стали осознаваться как звенья в цепи ритуальных действий, где каждому храму отводилось особое, соответствующее его назначению место. Первостепенную роль в ансамбле площади играл Успенский собор. Он мыслился не только главной соборной церковью, но и важнейшим общественным зданием Русского государства.

Здесь начинались все торжественные церемонии и обряды, и уже отсюда через парадные южные врата выливались многолюдные процессии на Соборную площадь. Не случайно поэтому Успенский собор занимал главенствующее положение среди других ее построек, где он был основной архитектурной доминантой, организующей и подчиняющей себе все окружающее пространство.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи