Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Обширная похвала деятельности Ярославу Мудрому

Обширная похвала деятельности Ярославу МудромуОбширная похвала деятельности Ярославу Мудрому, помимо «Слова» Илариона, читается под 1037 г. в Повести временных лет. В ней прославляется строительная и просветительная деятельность князя за его 20-летнее княжение в Киеве. Подведя итог строительству в Киеве, в котором главное место отводится сооружению Русской митрополии — Софийского собора, летописец переходит к восхвалению заслуг Ярослава в области просвещения. В приведенном отрывке любопытно не только то, что последовательно перечисляются заслуги князей, а и выделяются три поколения: Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и внуков Владимира — современников летописца. Это дает возможность заключить, что приведенные слова были написаны после смерти Ярослава, когда княжили его сыновья, то есть внуки Владимира.

О позднейшем происхождении указанной летописной статьи свидетельствуют и другие признаки, о которых речь пойдет далее. Особая активность кружка во главе с Ярославом заметна в период церковных разногласий в 40-х годах XI в. и отъезда из Киева митрополита-грека, о чем можно судить по некоторым летописным известиям.

Так, под 6552 г. (1044) читается известное сообщение о крещении костей князей-язычников Ярополка и Олега. Подобный небывалый случай в церковной практике не мог быть оправдан каноническими правилами, что свидетельствует об отсутствии в Киеве или же отстранении митрополита Феопемпта. Можно назвать и другие акции, связанные с деятельностью того же кружка.

Самая весомая из них, не считая похода 1043 г., несомненно, проставление в митрополиты киевские Илариона — «русина» собором местных епископов в 1051 г. В области идеологии в противовес византийской была выдвинута местная концепция крещения Руси, согласно которой Русь в лице князя Владимира самостоятельно и добровольно приняла христианскую религию без помощи греков, непосредственно от бога. При этом особо подчеркивалась роль Владимира и Ольги, которые выдвигались в качестве достойных кандидатур первых древнерусских святых.

Очень может быть, что одной из акций «оппозиции» было местное почитание Владимира и Ольги, которых по настоянию князя и его сторонников вписали в синодик для поминания в церквях Руси. Святополк Изяславич в 1108 г. приказал митрополиту вписать в синодик Феодосия Печерского86.

Если это в действительности было так, то тогда становятся понятными упоминавшиеся выше факты, читающиеся в «Слове» Илариона, «Памяти и похвале Владимиру» Иакова Мциха и других древнерусских источниках. После улучшения отношений с Византией, вероятно, трудами нового митрополита грека Ефрема все перечисленные действия патриотически настроенного кружка были аннулированы: Иларион смещен с митрополичьей кафедры, а Софийский собор в Киеве, видимо, подвергся в связи с этим новому освящению (4 ноября), поскольку был «осквернен» службой незаконно поставленного местными епископами митрополита.

Канонизация Владимира и Ольги не была санкционирована, и предпочтение под давлением русской стороны было отдано Борису и Глебу. Возобновилось поставление митрополитов Руси, санкционированное патриархом, и только епископы частично избирались из местного духовенства. Болезненное отношение церковных властей империи к назначению митрополитов из русинов наглядно проявилось в событиях 1147 г., когда древнерусскими епископами из местного духовенства в киевские митрополиты, без санкции константинопольского патриарха, был избран Климент Смолятич — «книжник и философ».

Таким образом, в период строительства Софийского собора в Киеве на Руси сложилась достаточно сложная церковно-политическая ситуация. По мнению древнерусской стороны, христианство на Руси было введено независимо от греков трудами князя Владимира и княгини Ольги, а поэтому они за свои заслуги достойны в первую очередь прославления и канонизации.

Продолжателями их дел стал Ярослав Мудрый и его сыновья. Судя по содержанию живописи собора эта концепция довлела над мастерами, расписывавшими здание, и получила отражение в светских фресках башен и центрального нефа.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи