Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Ошибка Д. В. Айналова

Ошибка Д. В. АйналоваОшибка Д. В. Айналова заключалась в том, что упомянутую миниатюру он сравнивал с фреской «Ипподром», считая Кафисму императорским дворцом, а не с композицией в северо-западной башне, где, как и на миниатюре, в императорском дворце Константин VII принимает Ольгу. На фреске и на миниатюре рядом с Ольгой изображена представляющая ее императору дама, а далее свита с белыми покрывалами на головах. Д. В. Айналов, несомненно, был очень близок к правильному решению вопроса. В описании Константином Багрянородным приемов княгини Ольги, как известно, нет прямого указания о ее посещении константинопольского ипподрома.

Однако в нем помещены сведения о том, что в честь послов, посещавших столицу империи, устраивались игры на ипподроме. Так, в уставе говорится, что после одного из приемов послов эмира Тарса по случаю прибытия в столицу были устроены в их честь игры на ипподроме. Константин Багрянородный писал, что приемы Ольги были «во всем подобны вышеописанному», то есть предшествовавшим приемам тарских послов.

Поэтому трудно сомневаться в том, что в живописи юго-западной башни собора продолжена не та же тема пребывания Ольги в Константинополе. В особе, стоящей перед императором в ложе ипподрома, наиболее вероятно видеть княгиню Ольгу.

Такая атрибуция на первый взгляд может показаться мало убедительной, но, как мы видели, в практике придворных церемоний византийского двора известны случаи, когда в честь гостей императора устраивались игры на ипподроме. Как и для тарских послов, были они устроены и для посольства Ольги.

Во всяком случае, трудно представить себе появление этого сюжета в монументальной живописи собора без предшествовавших ему каких-то реальных событий.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи