Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Отношение сторонников к акту крещения Руси

Отношение сторонников к акту крещения РусиИнтересно отношение Илариона и его сторонников к акту крещения Руси, вытекающее из «Слова». Прославляя Владимира, он говорит о том, что христианство было принято на Руси непосредственно от бога Владимиром благодаря «благого смысла и остроумия разумев». Видимо, подобная формулировка была приведена Иларионом, чтобы отвести какие-то утверждения византийцев об их заслугах в деле христианизации Руси и может быть связанные с иерархическим подчинением церкви константинопольскому патриарху. Не упоминает Иларион и легендарную деятельность апостола Андрея на Руси.

Это излюбленное летописцами сказание не импонировало автору «Слова», так как противоречило его антигреческой концепции о равноправии народов и получении Русью «благодати» непосредственно от бога без помощи греков. Правда, легенда могла возникнуть несколько позже «Слова». Особенно важна для рассматриваемой темы часть «Слова», написанная с патриотическим пафосом и страстностью, посвященная восхвалению князя Владимира.

Иларион особо подчеркнул важность похвалы Владимиру, вынеся ее в название: «Слово о законе и благодати… и похвала кагану нашему Владимиру».

Главной заслугой Владимира автор считает «просвещение» Русской земли, то есть введение на Руси христианства, которое было принято благодаря «остроумию» князя. Заслугой Ярослава Иларион считает укрепление и расширение Киева, сравниваемые им с «венцом». В качестве последней новости упоминается постройка надвратного храма Благовещения над главными Великими, позже Золотыми, воротами города и приводятся слова архангела Гавриила к деве Марии, переадресованные Киеву: «радуйся благовърный граде, господь с тобою».

Любопытно здесь вспомнить и другую, характерную для средневековья, перефразировку из Софийского собора, где в надписи на триумфальной арке известный 45-й псалм царя Давыда, относящийся в первоисточнике к Ерусалиму, переадресован Киеву. В приведенных случаях, несомненно, чувствуется одна и та же рука — вполне вероятно, Илариона, если он действительно имел отношение к уточнению программы росписей Софийского собора.

Знакомство с «Словом» Илариона — любимого «пресвитера» Ярослава, с 1051 г. митрополита Руси, ясно показывает, какими интересами в области церковной политики жило ближайшее окружение князя в период, близкий к постройке Софийского собора. В «Слове» хорошо чувствуется антигреческая направленность, проявившаяся в явной угрозе Константинополю, в параллели с Ерусалимом, разрушенным в свое время римлянами, во введении христианства на Руси благодаря исключительно «остроумию» Владимира, неупоминанию миссии апостола Андрея-грека и т. д. Особое место в «Слове уделено похвале Владимиру, который вместе с княгиней Ольгой сравнивается с Константином и Еленой и их делами по введению в Византии христианства как общегосударственной религии.

Иларион приравнивает дела Владимира к апостольским и призывает к его канонизации. Продолжателем «славных дел» Владимира он считает его сына Ярослава, «не рущащего твои уставы», но «паче прилагающа».

Главная заслуга Ярослава в области строительства — сооружение митрополии — Софийского собора в Киеве. Мысли, высказанные Иларионом в «Слове», звучащие как программная речь самого Ярослава Мудрого, не случайны и отражают действительное положение дел по интересующему нас вопросу. Примерно о том же говорится и в другом произведении древней Руси «Памяти и похвале Владимиру» Иакова Мниха.

В этом памятнике, написанном где-то в первой половине XI в., а может быть, и несколько позже (в 70-х годах), содержатся сведения о князе Владимире и княгине Ольге 68. Иаков Мних, как и Иаков Мних, таким образом, по меньшей мере ратует за канонизацию Владимира, если не считает его уже святым за его богоугодные дела. Правда, это возражение кому-то Иакова о чудесах у гроба Владимира могло быть более поздней вставкой, поскольку «Память и похвала Владимиру» — памятник сложный.

Во всяком случае, рассуждение его о чудесах вероятно, относится к значительно более раннему времени, чем 1240 г., когда Владимир официально был причислен к лику святых, и отражает споры по этому вопросу.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи