Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Охрана и восстановление кремлевских памятников

Охрана и восстановление кремлевских памятниковС переездом 12 марта 1918 года Советского правительства в Москву охране и восстановлению кремлевских памятников стало уделяться еще больше внимания. В первые же дни своего пребывания в новой советской столице В. И. Ленин внимательно осмотрел кремлевские постройки, посетил патриаршую библиотеку, познакомился с ее древними рукописями, «заходил во внутренние здания, где хранились памятные реликвии и ценности, создававшиеся в стране веками». Большой интерес проявлял он к восстановительным и реставрационным работам.

В частности, В. И. Ленин советовал «восстановить первоначальный вид зданий, освободить их от более поздних наслоений, искажавших подлинно народную архитектуру Кремля». Несмотря на тяжелые условия экономической разрухи и нехватку строительных материалов, по его распоряжению на реставрацию Кремля были выделены значительные средства. Документы свидетельствуют, что «работами 1917-1918 гг. было почти все исправлено и сейчас трудно уловить уже, что Кремль обстреливался».

Однако в последующие годы в связи с чрезвычайно трудным положением молодого Советского государства ассигнования на реставрацию Кремля сократились. В первую очередь это касалось архитектуры и монументальной живописи. В течение нескольких лет в Успенском соборе проводились лишь ремонтно-консервационные работы.

Только в 1925 году реставратором П. И. Юкиным была расчищена композиция «Сорок севастийских мучеников», фрагменты «Трех отроков в пещи огненной» и «Семи спящих юношей эфесских»; причем работа была проведена неудачно. Основное внимание в это время уделялось учету и распределению хранящихся в кремлевских зданиях коллекций.

Осенью 1918 года архитектурные памятники Кремля и Оружейная палата, национализированные в начале этого же года, были переданы в ведение Отдела по делам музеев при Народном комиссариате просвещения. При нем была создана специальная комиссия по приему церковного имущества, в которую вошли художник и искусствовед И. Э. Грабарь, директор Оружейной палаты В. К. Трутовский, искусствовед Н. Н. Померанцев, историк М. С. Сергеев, реставратор Ф. Я. Мишуков и другие. В начале 1919 года в Оружейную палату из Успенского и других соборов Кремля были переданы наиболее значительные произведения прикладного искусства, а из Патриаршей ризницы — коллекция древних церковных облачений, тканей, шитья, произведения ювелирного искусства.

В 1923 году собрания Оружейной палаты и музеев-соборов пополнились произведениями живописи и прикладного искусства из Соловецкого монастыря, привезенными Н. Н. Померанцевым, Е. И. Силиным и архитектором П. Д. Барановским. В Успенский собор поступили, в частности, две замечательные иконы на один сюжет, написанные в 1545 году по заказу Федора Колычева («Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия Соловецких»), а также ряд других икон и серебряных кандил конца XVII — начала XVIII века.

В 1922-1924 годах проводилась научная инвентаризация музейных коллекций, уточнялась датировка и атрибуция произведений искусства. С мая 1918 года в Кремле начала свою работу возглавляемая И. Э. Грабарем Всероссийская комиссия по реставрации памятников искусства, которая положила начало подлинно научному подходу к реставрации древнерусской живописи. Благодаря ее деятельности увидели свет десятки выдающихся произведений иконописи, позволивших расширить представление о развитии стилевых направлений древнерусского искусства, открылись шедевры знаменитых живописцев Древней Руси, известных до того времени лишь по письменным источникам или преданиям.

В 1918 году реставратор Г. О. Чириков приступил к раскрытию иконы «Богоматерь Владимирская», во время которого обнаружились следы поспешной чинки, производившейся, по рассказам его отца, тайно по ночам перед коронацией Николая II. Только до 1924 года, когда Всероссийская комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские, работавшие в ней реставраторы Г. О. Чириков, Е. И. Брягин, И. И.Суслов раскрыли такие шедевры иконописи из Успенского собора, как: «Устюжское Благовещение» (XII в.), «Спас Нерукотворный» (с «Поклонением кресту» на обороте) (XII в.), «Спас Оплечный» (середина XIV в.), окончательно расчистили после реставрации 1914 года икону «Борис и Глеб на конях». В 1920 году реставраторы В. К. Тарыгин, Г. О. Чириков, Ф. А. Модоров и В. О. Кириков раскрыли из-под записей иконы «Спас Златые Власы» (начало XIII в.) и «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (XIII в.). Одновременно в мастерской Отдела по делам Музеев и охраны памятников искусства и старины реставраторами В. Е. Гороховым, И. А. Барановым и Ф. А. Модоровым была раскрыта икона «Спас Ярое Око» (середина XIV в.). В связи с подготовкой к выставке, приуроченной к юбилею Академии наук, в 1925 году реставраторами А. А. Тюлиным и И. И. Сусловым были промыты и укреплены двадцать девять наиболее выдающихся икон из местного ряда и пристенных иконостасов Успенского собора. Сделанные после Октябрьской революции открытия в области древнерусской живописи дали твердую научную основу для более углубленного изучения отдельных ее школ и стилистических направлений и были подытожены и систематизированы в трудах известных советских искусствоведов И. Э. Грабаря, А. И. Анисимова, Н. П. Сычева, Г. В. Жидкова, М. В. Алпатова, а несколько позже — В. Н. Лазарева.

В 1926 году в Государственном Историческом музее была организована Выставка памятников древнерусской иконописи, построенная по иконографическому принципу. Экспозицию украшали и раскрытые в 1918-1920 годах иконы из Успенского собора.

К 1927 году в Государственном Историческом музее сосредоточилось несколько тысяч икон, переданных туда из упраздненного Национального музейного фонда, который был организован в 1918 году и вобрал в себя несколько крупных коллекций. Однако отношение к иконам как к памятникам искусства Древней Руси не соответствовало целям и задачам Исторического музея, рассматривавшего эти произведения живописи в историко-бытовом плане. Поэтому большая их часть в 1930 году была передана в Государственную Третьяковскую галерею, где к тому времени сформировалось значительное собрание древнерусской живописи.

В их числе были и иконы из Успенского собора: «Богоматерь Владимирская», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» (с «Поклонением кресту» на обороте).

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи