Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Первые комментаторы фрески

Первые комментаторы фрескиПервые комментаторы фрески видели на ней барса, выпущенного на косулю, и двух ученых медведей, заполевавших косулю (Н. П. Кондаков), или пятнистого барса, натравливаемого охотником на серую, и льва и львицу, терзающих оленя (Д. В. Айналов и Е. К. Редин). Рассматриваемая фреска имела и имеет фрагментарную сохранность и поэтому при «поновлении» живописи собора в 1843-1853 гг. композиция была дополнена масляными красками так, как ее понимали в то время мастера-живописцы. Вероятно, этим и можно объяснить противоречивые мнения исследователей прошлого века. Расчищенные остатки фрески позволяют видеть в ней сцену охоты дрессированным серым пятнистым гепардом.

В зверях, на которых охотились с гепардами на Руси, современные ученые видят не косуль или оленей, а тарпанов или куланов. Налево от сцены с гепардами фрагментарно сохранилась фреска, изображающая двух львов с добычей. Лев узнается по гриве и характерной кисточке на кончике хвоста.

Справа, на противоположной стене, примыкающей к столбу, вокруг которого сооружена лестница, находится фреска, представляющая охоту на белку. В центре ее изображено дерево с кроной в виде трех соцветий.

Подобным же образом изображены деревья и на других фресках в башнях. Например, в упоминавшейся охоте с гепардами и др. Прием широко известен в миниатюрах рукописей, как это можно видеть на примере Радзивилловской летописи.

В нашем случае эта особенность, вероятно, может служить одним из признаков того, что при росписях башен фресками художники в качестве образцов пользовались миниатюрами, хотя такой прием применялся не только в светской живописи собора. На дереве между ветвей справа изображен зверек — белка или, по мнению других исследователей, куница. Поскольку верхняя часть фрески плохо сохранилась и была дописана в XIX в. масляными красками, то установить, кто прав, трудно.

Под деревом два охотника и собака, облаивающая зверька. Охотник справа держит в руках копье, а слева — натягивает лук, прицеливаясь в зверька.

Собака той же породы, что и на фреске «Охота на вепря»,- лайка. Известно, что в древней Руси охота на белок и куниц имела промысловое значение и была очень распространена. Что же касается искусства Византии, то этот сюжет не находит себе аналогий и, видимо, выпадает из сферы византийских культурных влияний.

Именно поэтому исследователи софийских фресок, находившие в большинстве из них византийское происхождение, называли этот сюжет «вольностью» художника и допускали, что он не связан с цирковыми представлениями на константинопольском ипподроме. Действительно, какой интерес могла вызывать у зрителей ипподрома эта малодинамичная сцена? Несколько ступеней выше по лестнице, справа на плоскости того же столба, находится фреска, изображающая нападение на всадника крупного зверя, вставшего на дыбы.

Охотник с копьем в правой руке и круглым щитом в левой, полуобернувшись, отражает нападение. Различные мнения, высказанные о звере, изображенном на фреске, породили целую полемику по этому вопросу. Одни из писавших считали, что это — волк, возможно, летописный лютый зверь (Н. М. Сементовский), так как на Украине еще в XIX в. волка называла.

Непонятно, если это волк, то почему художник изобразил его не серым, а светло-коричневым? Д. С. Лихачев правильно заметил по этому поводу, что упомянутый в «Поучении детям» Владимира Мономаха («лютый зверь скочи ко мне на бедры и конь со мною поверже») зверь не мог быть волком, так как волк труслив и не может вскочить так высоко, скорее это зверь из породы кошачьих.

Н. В. Шарлемань считал, что зверь на фреске — лев, и связывал фреску с упомянутым эпизодом из «Поучения» Мономаха. Ему возражал В. В. Мавродин, видевший в звере на фреске леопарда, обосновывая свое мнение тем, что леопард может переносить суровый климат. Трудно отдать предпочтение тому или иному мнению, поскольку мы с уверенностью не можем сказать: фауна какого географического региона отражена на фреске.

Размеры зверя по отношению к всаднику, массивная голова, светло-коричневый цвет и отсутствие пятнистости (хорошо заметное при изображении гепарда) заставляют предположить, что на фреске изображена львица, нападающая на всадника. Подтверждается это и тем, как изображена львица на известном шиферном рельефе из Печерского монастыря «Триумф Диониса» XI в. Примером охоты на льва в византийском изобразительном искусстве может служить резьба по слоновой кости на упоминавшейся уже шкатулке из ризницы собора в Труа.

На ее задней стенке изображена охота на кабана, а на передней — сцена охоты двух всадников на льва.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи