Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Поездка Ольги в Константинополь и крещение ее там

Поездка Ольги в Константинополь и крещение ее тамПоездка Ольги в Константинополь и крещение ее там, по мнению писателей XI-XII вв., стали кульминационным пунктом в ее жизни. Следовательно, этот сюжет церковно-политической истории был увековечивания в монументальной живописи Софийского собора — палладиуме Руси. Как отмечалось, во время исследования были сделаны интересные наблюдения о расположении живописи в башнях.

Действие в композиции разворачивается слева направо и снизу вверх, то есть по ходу лестничных маршей. Исходя из этого следует, что в северо-западной башне сцены приема Ольги по времени более ранние, чем в юго-западной. Большие композиции расположены на стенах башен, более мелкие — на склонах сводов; медальоны — на сводах, поверхность которых заполнена переплетением орнаментов.

В фресках башен значительно слабее, чем в композиции, отражены особенности средневекового искусства: симметричность расположения сцен и персонажей на них, иерархичность и символичность. Возможно это связано с утратой многих сюжетов живописи в башнях.

Поэтому симметричность прослеживается лишь в расположении грифонов по обе стороны от розетки в юго-западной башне или лучника в медальоне и охотника с. копьем — в северо-западной. Символика в живописи башен наиболее ярко представлена изображениями грифонов в медальонах и розеток — хризм с пересекающимися лучами. Иерархический принцип наблюдается лишь в сценах с императором, сидящим на троне, с короной и нимбом вокруг головы; все присутствующие при этом стоят, в большинстве случаев скрестив руки на груди.

В свое время Н. П. Кондаков отмечал в некоторых фресках («Прием’ Ольги» Константином Багрянородным», «Ипподром» и др.) «большую византийскую стильность, мелочность размеров и выписки» напоминающие византийские миниатюры XI-XII вв. Мнение Н. П. Кондакова подтверждается наблюдениями фресок в натуре. На них видим обычные для миниатюр условности в передаче деревьев с кронами, напоминающими соцветия, дворца в виде башни с шатровым верхом, города в виде стены и т. д. Особенно любопытным является изображение головного убора императора, принимающего Ольгу.

Его стемма украшена драгоценными камнями и, видимо, унизана жемчугом, как об этом можно заключить по прориси Ф. Г. Солнцева. Но самым примечательным является отсутствие у стеммы обычных подвесок — важной детали императорского торжественного головного убора, которые всегда присутствуют на изображениях императоров и императриц в самом соборе.

Эта, казалось бы, незначительная деталь, видимо, проливает свет на то, как выполнялись некоторые фрески в башнях. Дело в том, что на миниатюрах из-за их небольших размеров художники часто пренебрегали мелкими деталями монархической иконографии.

Они не всегда изображали упомянутые подвески и даже нимб вокруг головы императора, как, например, на миниатюре приема Ольги в рукописи Иоанна Скилицы. Поскольку на крупных изображениях императора, принимающего Ольгу, на стемме отсутствуют подвески, то это можно, по-видимому, объяснить копированием фрески с миниатюры, на которой также не было этих подробностей.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи