Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Портретные изображения Константина Багрянородного

Портретные изображения Константина БагрянородногоК сожалению, портретные изображения Константина Багрянородного — большая редкость. Мы располагаем только двумя такими изображениями: на пластинке из слоновой кости и на византийской монете X в. На резной пластинке из слоновой кости, хранящейся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, представлена сцена коронации Константина VII Багрянородного Христом. Константин, склонив голову, стоит по правую руку от Христа, венчающего его стеммой.

Над головой императора сопроводительная греческая надпись: «Константин, божьей милостью император ромеев». У императора худощавое лицо.

Его отличительной чертой являются большие скорбные глаза, длинный мясистый нос, борода, небольшие усики и вьющиеся волосы. Во всем этом можно уловить близкие к фреске портретные черты. Особенно похожи нос с горбинкой, вьющиеся волосы, большие глаза, восточный тип лица.

Однако на фреске император выглядит несколько моложе. Его вьющиеся волосы и борода — короче, выражение лица более живое, без экстаза и внутренней сосредоточенности, как в сцене коронации.

Понятно, что такие значительные различия вполне закономерны, так как трудно ожидать полного сходства в изображениях, выполненных в разное время, в разной технике, масштабах и других условиях. В Британском музее в Лондоне хранится византийская золотая монета — солид — с прекрасным, и несомненно, портретным изображением Константина Багрянородного 50. Датируется она периодом с 27 января по 6 апреля 1945 г., когда Константин VII и его малолетний сын Роман стали единовластными правителями Византийской империи.

На монете император изображен в фронтальной позе. Он одет в богатую одежду и стемму, украшенную драгоценными камнями и подвесками.

Лицо монарха имеет те же отличительные черты, что на фреске и на пластинке из слоновой кости: удлиненный овал лица, большие глаза и нос, полукруглые надбровные дуги, маленькие усики, борода и вьющиеся волосы. Изображение на фреске княгини Ольги в ложе ипподрома, к сожалению, сравнить не с чем, так как оно уникально.

Ее лицо выглядит довольно суровым: большие глаза, тонкие темные чуть изогнутые брови, прямой, правильной формы нос. Из-под мафория видны темные каштановые волосы с пробором посередине. Очень выразителен плотно сжатый рот с опущенными вниз уголками губ, что придает лицу властное, волевое выражение.

На вид Ольге, примерно, около 50 лет. Рассмотренные изображения Константина Багрянородного и сравнение их с фреской подтверждает предложенную идентификацию. Изучение фрески в натуре позволило обнаружить и другие доказательства правильности такого понимания композиции.

В монументальной живописи, как и в миниатюрах, при изображениях обычно делались пояснительные надписи. Такая надпись есть на миниатюре в рукописи Иоанна Скилицы с изображением Ольги.

Сопроводительные известны при фресках в Софийском соборе в Киеве. К сожалению, ни одна из таких надписей не сохранилась возле фресок в башнях и фигур ктиторской композиции. Вряд ли подобные надписи были при композициях охотничьего жанра, но при фресках изображавших Ольгу в Царьграде они, несомненно, должны были быть.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи