Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Причины похода

Причины походаПричина похода, согласно византийским источникам (Иоанн Скилица), заключалась якобы в том, что в 1043 г. во время ссоры купцов в Константинополе был убит знатный рус и «вследствии горячего и гневного характера князя киевского». Походу предшествовали неудачные попытки византийской дипломатии уладить конфликт, но они были отвергнуты князем. Согласно сообщению Михаила Пселла — человека, близкого к императорскому двору, принимавшего личное участие и бывшего очевидцем морской битвы с русами на подступах к Константинополю, вражда между Русью и Византией возникла давно и назревала постепенно. «Это варварское племя всегда питало яростную и бешеную ненависть против греческой гегемонии; при каждом удобном случае, изобретая то или другое обвинение, они создавали предлог для войны с ними».

Далее Пселл замечает, что хотя русы не имели ничего против нового императора Константина IX Мономаха (1042- 1055), но поскольку они уже были подготовлены к войне и чтобы эти приготовления не оказались бесполезными, «они подняли против него войну беспричинную». В последнее время Г. Г. Литаврин посвятил специальную статью причинам похода Руси на Царьград в 1043 г. Он пришел к выводу, что основная причина заключалась в перемене политического курса императора Константина Мономаха, пытавшегося устранить приверженцев прежних императоров Михаила IV и Михаила V, чем и объясняется действие «значительной части русского отряда» на стороне Георгия Маниака в Италии. Все же, как мы увидим далее, в обострении русско-византийских отношений в первой половине XI в. не последнее место занимал церковный вопрос.

Нельзя полностью согласиться с тем, что «ни в одном русском источнике нет и намека на то, чтобы империя посягала на политическую самостоятельность Руси, чтобы какой-либо грек митрополит (хотя бы он и являлся агентом империи) претендовал на заметную политическую роль». Выше приводились мнения византийских авторов относительно причин конфликта 1043 г. Любопытно взглянуть на тот же вопрос с позиции Руси, глазами современника — Илариона, изложившего в «Слове о законе и благодати…

» церковно-политическую ситуацию, сложившуюся при строительстве Софийского собора. «Слово», написанное в период 1037-1050 гг. Иларионом, первоначально являлось речью, произнесенной им в присутствии князей и киевской знати. «Слово» известно более чем в 40 различных списках.

Наиболее полно оно сохранилось в рукописи XV в. Синодальной библиотеки. Помимо «Слова», в этой же рукописи находятся: молитва Илариона, толкование символа веры и его приписка. «Слово» важно для нас, поскольку дает возможность из первых рук судить о взглядах и настроениях киевской знати во главе с князем в интересующее нас время обострения отношений с Византией и сооружения главного храма Руси Софийского собора.

Письменное свидетельство Илариона ценно тем, что он был не просто приближенным к князю лицом, а и, по мнению исследователей, эрудитом-теологом, который уточнил программу росписей строившегося митрополичьего собора. Если это было действительно так, что весьма правдоподобно, то именно через Илариона от князя-заказчика к художникам должны были поступать пожелания и требования, отражавшие местные традиции, вкусы и амбиции. В «Слове» Илариона выделяются догматическая и историческая части.

Сначала автор рассматривает основной вопрос средневековой церковной истории — взаимоотношения Ветхого и Нового заветов, законом и благодатью. В форме богословско-философского спора он отрицает богоизбранность одного народа перед другим.

Постепенно Иларион развивает свою главную мысль о равноправии всех народов в духовной жизни. Он отмечает, что «новый народ» Руси (под ним в первую очередь подразумевает грамотных христиан «насытившихся сладости книжный») не нуждается ни в какой опеке, это народ, которому принадлежит будущее.

Эти слова Илариона, как и его экскурсы и примеры из истории, указывают на антигреческую направленность «Слова». Ерусалим, пишет автор «Слова», был разрушен римлянами из-за того, что его народ также считал себя богоизбранным.

Этот намек звучит как угроза, которая, возможно, предшествовала походу Руси в 1043 г.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи