Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Противоречия источников о времени поездки посольства Ольги в Константинополь

Противоречия источников о времени поездки посольства Ольги в КонстантинопольПротиворечия источников о времени поездки посольства Ольги в Константинополь вызвали попытки объяснить эти несоответствия. Так, М. Д. Приселков высказал предположение о возможности двух поездок Ольги в столицу империи в 955 и 957 гг. В последнее время Г. Г. Ли-таврин предложил годом поездки киевской княгини считать 946 г., поскольку среда 9 сентября и воскресенье 18 октября приходятся также и на этот год. В летописи рассказ о поездке в Константинополь и крещении там Ольги помещен под 6463 г. Г. Острогорский совершенно справедливо считает эту дату годом крещения Ольги. Действительно, для летописца с его средневековыми взглядами на роль религии в обществе, несомненно, очень важным было в первую очередь сообщить, в каком году Ольга приняла христианство, а не ездила в Константинополь.

Все остальные детали события, как и то, где именно она была крещена, имели хотя и важное, но второстепенное значение. Если год крещения Ольги был вычислен летописцем на основании данных Иакова Мниха, как считают некоторые исследователи, то в таком случае не может быть никакого сомнения, что это действительно дата крещения княгини, поскольку она вычислена из года ее смерти и 15 лет жизни в христианстве.

В том случае, если Иаков Мних использовал для своих расчетов летописную дату, то это значит, что он считал ее годом крещения княгини. На основании сказанного можно прийти к выводу, что сюжет об Ольге помещен в летописи под годом крещения, а не поездки в Константинополь.

Это тем более вероятно, так как под 1463 г. говорится о событиях нескольких лет. Однако в летописи под предыдущим 1462 г., как и после описания поездки и крещения Ольги под 1464 г., никакого текста не помещено, то есть это так называемые «пустые годы», в которые якобы никаких событий не произошло. Даже беглый анализ летописного текста, помещенного под 1463 г., показывает, что это не так. Главное место в летописном тексте занимает вопрос о крещении княгини патриархом в присутствии императора, нарекших ее христианским именем «Олена», то есть Елена — по имени супруги Константина Багрянородного, а не по матери Константина Великого, как сказано в летописи. Из летописного описания поездки Ольги следует, что она в 1463 г. не только успела побывать в Константинополе, долго ожидая в столичной гавани Золотой Рог приема во дворце, креститься там, но и вернуться в Киев и принять послов, присланных императором за обещанными дарами и военной помощью.

Могли ли все эти события произойти за одну теплую половину 1463 г., то есть всего за 6 месяцев, в течение которых продолжалась навигация по Днепру и Черному морю? Вряд ли. Ведь из летописного текста выходит, что послы прибыли к Ольге по ее возвращении в Киев.

Между тем она вернулась на Русь, судя по датам приемов во дворце (сентябрь и октябрь), поздней осенью. Приведенные соображения говорят о невозможности хронологически увязать все перечисленные события только с 1463 г. Летописцу, видимо, было известно какое-то цельное повествование о крещении Ольги, которое он поместил под упомянутым годом, дополнив его фольклорными подробностями.

Однако он не знал ни точного времени возвращения Ольги в Киев, ни времени прибытия к ней послов. Последние могли явиться к ней не в год поездки, а, по крайней мере, на год или даже два позже.

Поэтому летописец несколько лет, следующих за 1463 г., оставил без текста, а рассказ об Ольге поместил под годом ее крещения.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи