Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Работы М. К. Каргера

Работы М. К. КаргераРабота М. К. Каргера вышла в свет в 1954 г., а уже в 1955 г. в Софийском соборе в ходе продолжавшихся реставрационных работ были открыты ещё два небольших, но важных фрагмента той же композиции. В центральном нефе на южной и северной пилястрах, некогда переходивших в западную стену, были открыты остатки двух фигур. На южной пилястре сохранилась правая часть фигуры с выступающим из-под локтем Правой руки, а на северной — уцелел правый нижний край одежды. Благодаря этим находкам число фигур разной сохранности, входивших в фреску, возросло до восьми.

В 1957 г. автором настоящей книги, в то время научным сотрудником Софийского музея, была написана статья о портретах семьи Ярослава Мудрого, в которой отвергалась атрибуция фрески, предложенная П. И. Юки-ным, и выдвигалась новая реконструкция. В ней на южной стене центрального нефа размещались фигуры княжичей в соответствии с левой частью рисунка Вестерфельда. Первоначально фреска состояла из 13 фигур с Христом в центре.

По разным причинам эта работа увидела свет только в 1967 г. Экземпляр рукописи попал в Институт искусствоведения в Москву и послужил причиной создания комиссии, обследовавшей фреску в 1957 г. В 1959 г. вышла из печати работа В. Н. Лазарева о ктиторской фреске в Софийском соборе в Киеве. Автор отказался от научной дискуссии и не пытался установить причины расхождений фрески с рисунком Вестерфельда, объявив его «весьма неточным».

Фреску, открытую П. И. Юки-ным, он безоговорочно принимал за подлинник и утверждал, что на южной стене: «нет изображений княжичей, а имеется лишь изображение женской половины семьи Ярослава» По мнению В. Н. Лазарева, портрет семьи Ярослава Мудрого состоял не из 11 фигур, как на рисунке Вестерфельда, а из 13 — пяти сыновей, пяти дочерей, Ярослава, Ирины и находившейся в центре фигуры Христа. О наличии в композиции якобы пяти дочерей и пяти сыновей автор заключил на основании двух новых фрагментов фигур, открытых на южной и северной пилястрах центрального нефа, которые он посчитал фрагментами изображений старших дочери и сына.

Тем самым В. Н. Лазарев вступал в еще большее противоречие с рисунком Вестерфельда, где перед четырьмя княжичами изображен не старший сын, а ктитор — Ярослав Мудрый, а среди женщин на месте старшей дочери — княгиня Ирина.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи