Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Реформа церкви

Реформа церквиВ 1644 году Успенский собор украсили одиннадцать медных золоченых паникадил, представляющих собой четырехъярусные многосвечные сооружения пирамидальной формы, завершенные снизу ажурным «яблоком» или изящными барочными строгами. Несколько позже сюда было перенесено из домовой церкви цариц резное золоченое моленное место, которое было установлено у северо-восточного круглого столпа. Большие работы, вылившиеся в коренную реконструкцию всего интерьера Успенского собора, начались в 1642-1643 годах, когда были заново расписаны его стены, и продолжались в 50-х годах XVII века. Проводились они в тесной связи с церковными реформами патриарха Никона, активно поддерживаемыми царем Алексеем Михайловичем.

Необходимость унифицировать русскую и греческую богословскую систему и обрядовую практику диктовалась, в первую очередь, потребностями государственной политики. Она была направлена как на подчинение церкви и богословия задачам централизации внутри страны, так и на подведение идейной платформы под внешнеполитические устремления правительства.

В связи с этим вновь всплыла популярная в эпоху Ивана III и Ивана IV идея о Москве как опоре «православия», центре обширного «христианского царства», столицей которого прежде был Константинополь. Провести в жизнь реформу церкви, преобразовать ее по греческому образцу, было суждено патриарху Никону, крупному политическому деятелю, умному, энергичному и властному человеку, уверенному в своем предназначении духовного владыки. Необычайно высокий авторитет Никона на первых порах энергично поддерживался царем Алексеем Михайловичем, стремившимся использовать его в интересах лежавшей в основе церковных преобразований государственной политики.

Никон же, со своей стороны, стремился подчеркнуть особое положение «пастыря» в государстве, его приоритет перед светской властью в вопросах «о догматах Божиих и о правилех». Это, в частности, сказалось на необыкновенно пышно обставленном чине возведения его на патриарший престол в Успенском соборе, после того как царь, бояре и митрополиты вместе «со всем народом» коленопреклоненно умоляли его принять высокий сан. Свою преобразовательную деятельность Никон начал с создания в 1653 году нового грандиозного иконостаса в Успенском соборе. В него вошло шестьдесят девять икон, составляющих четыре ряда: деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий, в котором самая большая икона достигает 5 м в высоту.

Основное отличие этого иконостаса от традиционно русских состоит в том, что деисусный его ряд, как и в греческих храмах, представляет собой «апостольский чин», то есть изображения двенадцати апостолов, творящих молитву Христу вслед за Богоматерью, Предтечей и архангелами. Для исполнения заказа были созваны живописцы из Ярославля, Костромы, Осташкова, которые в 1642-1643 годах принимали участие в росписях Успенского, а затем и Архангельского соборов. Среди них были такие известные живописцы, как Иосиф Владимиров, Константин Ананьин, Иван Козлов.

О художественных свойствах этого иконостаса сейчас судить трудно, так как иконы были поновлены в конце XIX века, но близость их иконографии и композиций к росписям 1643 года позволяет предполагать между ними стилистическое родство. Одновременно с написанием икон была переделана конструкция иконостаса, поднят уровень пола в алтаре, устроена солея. Украшенный чеканным серебряным окладом «величественный иконостас, которому нет подобного по обширности, ширине и высоте», произвел сильное впечатление на посольство антиохийского патриарха Макария, прибывшего в это время в Москву для сбора «милостыни».

В связи с этой чрезвычайно важной для церковной политики Никона миссией в 1655 году были принципиально изменены состав и расположение икон в местном ряду иконостаса. По совету Макария Никон переставил по греческому образцу икону «Богоматерь Владимирская» (конец XI — начало XII в.), которая стояла в киоте справа от царских врат, на левую сторону, а бывшую здесь прежде также чтимую икону «Троица» (XIV в.) отнес в конец местного ряда и поместил у северной стены. Справа же от царских врат, на самое почетное место, он поставил взятую из конца местного ряда греческую икону «Спас на престоле» («Спас императора Мануила»), с которой связана легенда начала XVI века, подчеркивающая мысль о неподсудности церковных иерархов светской власти.

Выбор Никоном именно этой иконы был не случаен, о чем говорит и тот факт, что после его ссоры с Алексеем Михайловичем в 1659 году он ссылался на нее как на важный аргумент в пользу своей позиции. Произведенные Никоном изменения в составе центрального иконостаса первопрестольного храма являлись частью его реформ.

Отныне иконостасы, оформленные по его образцу, стали появляться и в других русских церквах. Ориентация Никона на созданные в старину иконы предопределила особое к ним внимание. На рубеже XVII — XVIII веков царскими изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым, Тихоном Филатьевым, Федором Никитиным Рожновым были «поновлены», а точнее записаны, многие древние иконы Успенского собора, причем в тех случаях, когда первоначальная живопись сохранилась плохо, они фактически были написаны заново.

Среди них — три иконы «Спас на престоле»: «Спас императора Мануила», «Спас с припадающим митрополитом Киприаном» и «Спас с припадающим Варлаамом Хутынским» (XIV в.; живопись XVII в.), а также «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом», «Дмитрий Солунский». В пристенные и пристолпные киоты были помещены новые двухметровые иконы с многочисленными клеймами, обрамляющими средник: «Распятие со страстями» (ок. 1675 г.), «Богоматерь Тихвинская» со ста тремя клеймами «чудес», написанная Гавриилом Кондратьевым и Федором Елизарьевым в 1668 году, «Распятие с апостольскими страстями» работы Федора Никитина Рожнова, продолжающие в более грандиозных масштабах традиции икон-трактатов грозненской эпохи.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи