Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Реконструкция фресок в цвете

Реконструкция фресок в цветеТеперь, когда известно содержание главных светских композиций собора, стала понятна их важность для истории искусства Киевской Руси. Появилась возможность попытаться воссоздать первоначальный вид фресок не только в графике, но и в цвете. Это тем более актуально, так как фреска, о которой пойдет речь, испорчена временем и неумелыми реставрациями.

Целью графических реконструкций является обычно восстановление утрат каких-то деталей или частей композиций для воссоздания содержания росписи. В нашем случае, поскольку содержание фрески не вызывает сомнений, главная цель — попытаться восстановить композицию в цвете, используя для этого уцелевшие остатки первоначального красочного слоя.

Правда, возникает опасение: не будет ли такая реконструкция напоминать еще один вариант «поновления» фресок собора, проводившегося в XIX в.? Думается, что нет, так как прописка фресок масляными красками велась в XIX в. без каких-либо научных изысканий и, как мы видели, в ходе ее с легкостью мужские княжеские фигуры превращались в женские, произвольно изменялись сопроводительные надписи возле изображений и т. д. Между тем для избежания столь абсурдного искажения подлинника достаточно было руководителям реставрации ознакомиться хотя бы с рисунком 1651 г. Одной из причин, побудивших нас реконструировать фреску «Княгиня Ольга на приеме у Константина Багрянородного», является плохая сохранность композиции. Фреска находится на грани гибели. Такое состояние ее вызвано не только неумелыми реставрациями прошлого века и применением каустика при расчистках, но и массовым посещением собора-музея экскурсантами, для которых лестница XI в. в башне, по сей день служит для подъема на второй этаж.

Большие повреждения нанесены фресками и во время сооружения чугунной лестницы XIX в. В создавшейся ситуации реконструкция гибнущей фрески в цвете является актуальной и в будущем, несомненно, будет иметь немалый познавательный интерес. Кроме того, графическая реконструкция не может дать хотя бы приблизительное представление о художественной стороне дела. Для совместной работы над реконструкцией фрески в цвете нами был приглашен художник-реставратор Ю. Коренюк, занимающийся технологией красок.

За основу реконструкции был взят архитектурно-археологический обмер, выполненный фотоспособом и затем уточненный с помощью натурных измерений. Обмер в масштабе 1:5 явился подосновой для дальнейшей работы.

Выше упоминались наиболее существенные утраты фрески или искажения ее в деталях во время реставраций и «поновлений». К ним относится исчезновение изображения воина-протоспофария с копьем, неясность положения рук Ольги и дам ее свиты, отсутствие нижних частей фрески (ног) из-за обвалов штукатурки при строительстве чугунной лестницы, плохая сохранность архитектурного антуража, наконец, реконструкция окна, разделяющего фреску на две части. Все эти вопросы в значительной мере были выяснены и разрешены благодаря сохранившимся изобразительным материалам.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи